Как научиться писать научные тексты. Академическое письмо Академический вопросы копию письма

Курс посвящен современной научной деятельности на русском языке. Предметом обсуждения являются как общие проблемы научного стиля и научных жанров, так и базовые принципы организации публикационной инфраструктуры. Все вопросы рассматриваются в практической плоскости, что позволяет закреплять полученные знания путем выполнения конкретных заданий

О курсе

Курс адресован тем, кто связал или собирается связать свою жизнь с наукой. В первую очередь он рассчитан на тех, кто начинает свою исследовательскую деятельность, но, как полагают авторы курса, он будет полезен – по крайней мере, в некоторых своих частях – и вполне состоявшимся ученым.

Как нам видятся задачи и актуальность этого курса? В науке, как и в других сферах жизни, ценятся талант и трудолюбие. Однако сегодня недостаточно быть просто одаренным и работоспособным, чтобы заявить о себе и результатах своей научной деятельности в полной мере. Научное, иначе говоря – академическое, сообщество выработало целый ряд правил корпоративного поведения, не соблюдая которые исследователь вряд ли сможет рассчитывать на успех. Кто-то эти правила и процедуры охотно принимает, кто-то против них возражает, но не знать о них, не учитывать их, ведя исследовательскую работу, сегодня невозможно.

Перед молодым – да и не только – ученым в настоящее время постоянно встают вопросы, на которые он подчас не знает ответа. Не знает в том числе и потому, что этих ответов нет в программе наших вузовских учебных дисциплин.

Как написать статью и опубликовать её в значимом журнале? И какой журнал считать значимым? В какой конференции лучше участвовать и почему? Как подготовить заявку на участие в конференции, чтобы её приняли? Почему все столь озабочены присутствием своих научных работ в базах данных и что это за базы? Что значат таинственные слова: Web of Science, Scopus, РИНЦ? Правда ли, что за опубликованную статью можно получить солидную прибавку к заработной плате? Эти и десятки других вопросов требуют разъяснения.

Наш курс и ставит перед собой целью рассказать о современной науке – не в ее содержательных, а функциональных и формальных аспектах, не о том, что она говорит, но о том, как она говорит, о том, как она устроена.

Мы назвали курс «Академическое письмо» потому, что подавляющее большинство фактов научной деятельности связаны с письменной речью: мы пишем статьи и рецензии на них, диссертации и отзывы о них, мы участвуем в конференциях и пишем их хроники, мы делаем устные доклады, но используем при этом заранее написанный текст.

У этих и других научных письменных жанров свои законы и не вполне очевидные особенности.

Формат

При прохождении курса студенты будут знакомиться с короткими видеолекциями, выполнять большое количество практических заданий, читать и оценивать работы друг друга, обсуждать наиболее дискуссионные вопросы на форуме.

Требования

Курс рассчитан на широкий круг слушателей, вне зависимости от наличия у них профильного гуманитарного образования, интересующихся законами, по которым функционирует современный русский научный дискурс.

Программа курса

Разделы курса:

1. Что такое современный научный стиль речи
2. Жанры научных публикаций. Элементы научной публикации
3. Виды научных журналов. Элементы научного журнала. Публикационная политика, этика и практика
4. Научная инфраструктура: библиографические базы данных
5. Как написать научную статью. Полезные советы
6. Как оформить научную статью. Ссылки, примечания, списки. Библиографические менеджеры
7. Институт рецензирования. Принцип peer review. Как написать рецензию
8. Как подготовить доклад на конференции. Как написать и опубликовать статью по материалам доклада
9. Прочие виды научной публикационной активности
10. Научная дискуссия и академическое общение

На прохождение каждого раздела отводится 1 неделя. По завершении недели обучения слушатели должны выполнить 1 обязательное экзаменационное задание.

Результаты обучения

После прохождения курса студенты:
– научатся владеть научным стилем речи;
– научатся работать в разных научных жанрах;
– научатся извлекать необходимую информацию из журнала;
– научатся подбирать журнал для публикации;
– научатся писать научные статьи;
– научатся оформлять научные статьи с учетом требований разных журналов;
– научатся рецензировать научные статьи;
– научатся писать доклад для выступления на конференции;
– научатся владеть вспомогательными научными жанрами (библиографический указатель, хроника мероприятия, отзыв на диссертацию или автореферат и т. п.);
– научатся устанавливать и поддерживать научные контакты.

Зимняя школа «Академическое письмо для студентов-гуманитариев» пройдет пройдёт с 1 по 8 февраля 2014 года в одном из пансионатов в окрестностях города Казань, Россия.

Организаторы: Центр культурных исследований постсоциализма ИСИМО КФУ совместно с РОО «Организация преподавателей социальных наук».

В программе Школы - лекции, самостоятельная творческая работа с учебными материалами, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, ролевые игры и т. п. Ведущими преподавателями на этой школе будут Сергей Панарин и Надежда Липатова, которые участвовали в рамках проекта «Школа молодого автора» в проведении 40 школ, заявки на них подавали свыше 2,5 тыс. человек, обучение прошли - более 650 человек.

Проезд и проживание к в школе для участников — бесплатное, за счет организаторов.

Для того, чтобы принять участие в Школе необходимо подать работу на конкурс научных эссе в области социокультурных исследований.

Всероссийский конкурс научных эссе для студентов
в области социокультурных исследований

Конкурс проводится для студентов, обучающихся на бакалавриате (3-4 курсы) и на специалитете (4-5 курсы) в российских вузах.

Конкурс проводится в трех номинациях:

1. «Социология и политология»

Приоритетными направлениями в рамках этой номинации являются: социальные и культурные трансформации постсоциалистических обществ, социология города и села, этносоциология, экономическая социология, социология религии, социология потребления, социология молодежи, социология миграции, социология здоровья и медицины, социальные и политические коммуникации, религия и политика, социальная политика.

2. «История»

Приоритетные направления: исследования социальной/культурной памяти, устная история, микроистория, история повседневности, историческая антропология.

3. «Этнография и культурная/социальная антропология»

Приоритетные направления: политическая антропология, антропология города, этнография религиозных групп, этнография народов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа, арктическая антропология.

Для участия в конкурсе необходимо представить следующие документы:

1) заполненную анкету участника (см. Приложение);
2) Авторский текст, который может быть написан по теме курсовой, дипломной работы либо на иную интересную соискателю тему; но в любом случае это должен быть самостоятельный исследовательский текст. При отборе именно оригинальность эссе будет иметь решающее значение, и все присланные эссе пройдут проверку на плагиат. Требования к оформлению конкурсных работ: 9-12 страниц в редакторе Microsoft Word for Windows. Поля страницы - 2 см со всех сторон. Шрифт: размер - 12, тип - Times New Roman, интервал - полуторный, абзацный отступ - 1,25 см.

Эссе необходимо направить по электронному адресу [email protected] Эссе принимаются до 15 декабря 2013 года. До 30 декабря 2013 года будет объявлен состав участников зимней школы. Участникам школы «Академическое письмо для студентов-гуманитариев» будут оплачены проезд (поезд, плацкарт) и проживание. Вопросы оплаты проезда участников из отдаленных регионов РФ будут решаться в индивидуальном порядке. На зимней школе будут объявлены победители конкурса в трех номинациях и им будут вручены денежные призы. По всем организационным вопросам Вы можете обращаться по адресу [email protected]

Финансирование конкурса научных эссе и зимней школы «Академическое письмо для студентов-гуманитариев» осуществляет РОО «Организация преподавателей социальных наук» по Республике Татарстан при поддержке фонда «Институт «Открытое общество».

Приложение

Анкета участника
Ф.И.О. (полностью)
Дата рождения
Почтовый адрес
Телефон
E-mail
Место учебы (вуз, факультет)
Специальность
Название и выходные данные публикаций (если есть)
Область научных интересов (не более трех тем)
Название авторского текста
Номинация, по которой подается конкурсная работа (только одна номинация)
Примерная стоимость проезда на поезде (плацкарт) или на самолете (эконом-класс) (для отдаленных регионов РФ) до Казани и обратно
Возможность софинансирования транспортных расходов (да/нет)

Что такое академическое письмо?

практические навыки, необходимые для того, чтобы:

ПИСАТЬ сложные тексты ГОВОРИТЬ о сложных текстах

НА РУССКОМ (в нашем случае) , английском (на 2ом курсе)

и еще одном европейском языке (на 3ем курсе)

Академическое письмо (русский язык)

Эссе

Конспект

Реферат

Аннотация

Рецензия

Приемы работы

Еженедельные письменные задания

Подробный разбор чужих и своих текстов

Учимся писать и обсуждать написанное

Что такое самостоятельная письменная работа?

ПОРЯДОК применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики

1.3. К нарушениям академических норм, регламентируемым данным Порядком, относятся:

- списывание письменных работ,

- двойная сдача письменных работ,

- плагиат в письменных работах,

- подлоги при выполнении письменных работ,

- фабрикация данных и результатов работы.

1.3.1. Списывание определяется как использование любых не разрешенных преподавателем письменных (печатных или рукописных) источников (в том числе, с использованием электронных средств) при прохождении аудиторного рубежного контроля знаний.

1.3.2. Двойная сдача определяется как представление одного и того же текста в качестве разных письменных работ для прохождения рубежного контроля знаний. Двойной сдачей не считается использование с согласия преподавателя ранее подготовленного текста как части более объемной работы.

1.3.3. Плагиат* определяется как использование в письменной работе чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде, без полной ссылки на источник или со ссылками, но когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы или одного из ее основных разделов. Плагиат может осуществляться в двух видах:

- дословное изложение чужого текста,

- парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста.

* Термин «плагиат» используется только для определения одного из видов нарушения правил цитирования, за которые применяется дисциплинарное наказание согласно настоящему Порядку. Вопросы нарушения законодательства об авторских и смежных прав настоящим Порядком не регламентируются.

1.3.4. Подлог определяется как сдача письменной работы, выполненной другим лицом, в качестве собственной работы в целях прохождения рубежного контроля знаний или сознательное предоставление собственной работы другому лицу в целях прохождения им рубежного контроля знаний. Если текст использован без разрешения автора, последний не может квалифицироваться как участник подлога.

1.3.5. Фабрикация данных и результатов работы определяется как формирование фиктивных данных или намеренное искажение информации об источниках данных и полученных результатах в целях прохождения рубежного контроля знаний.

Без сомнения, все указанные в документе деяния являются нарушениями, и за ними следуют санкции.

Но: этот документ прежде всего регламентирует работу с «чужим словом» социальных наук.

Предмет исследования (экономическая, социальная реальность) описывается в научном тексте. Задача – не списывай, самостоятельно анализируй свой предмет.

Филология имеет дело с текстом как предметом изучения – отношения «своего» и «чужого» более сложные.

Использование «чужого слова». Взгляд из литературы и филологии

«Это уж не ново, это было уж сказано - вот одно из самых обыкновенных обвинений критики. Но все уже было сказано, все понятия выражены и повторены в течение столетий: что ж из этого следует? Что дух человеческий уже ничего нового не производит? Нет, не станем на него клеветать: разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторение лексикона. Мысль отдельно никогда ничего нового не представляет; мысли же могут быть разнообразны до бесконечности».

А.С. Пушкин. Об Обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеллико. Опубликовано в «Современнике», 1836, кн. 3, без подписи

Цит. по: Пушкин А. С. Об обязанностях человека: Сочинение Сильвио Пеллико // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. Т. 7. Критика и публицистика. 1978. С. 322-324.

Электронная публикация: ФЭБ, Адрес ресурса: http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v07/d07- 322.htm

Эпиграф в: Проскурин О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.: НЛО, 1999. С.9.