Презентация "формирование толерантного отношения к детям с овз". Презентация - воспитание толерантности как средство формирования успешной личности Коллектив для ребенка с ограниченными возможностями


  • 1. Содействовать формированию у родителей убежденности и потребности строить
  • взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности.
  • 2. Способствовать сознанию родителями школьников, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

Бернард Шоу.


Что значит воспитывать толерантность в семье?

  • Воспитывать толерантность в семье - значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.




Концепция метода

Каждый из участников надевает шляпу определенного цвета и говорит о проблеме, исходя из особенностей типа мышления, присущего представляемой им роли.

Ролевые модели :

Белая шляпа- информация.

Красная шляпа- интуиция.

Черная шляпа- пессимист.

Желтая шляпа- оптимист.

Зеленая шляпа- практик.

Синяя шляпа- организатор.



В красной шляпе

человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств.

Какие у меня по этому поводу возникают чувства?


Черная шляпа В чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности. Если ребенка постоянно критиковать он …

Если ребенок живет во вражде, он …

Если ребенка высмеивают, он становится…

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством …


Желтая шляпа человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Сделает вывод, что такое толерантность. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Другими словами, толерантность - это

Все у нас получится,

потому что…


Зеленая шляпа

символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Группа в зелёной шляпе попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам правила. Чтобы не ссориться , нужно…

Я знаю как у нас все получится…


Синяя шляпа

связана с организацией и управлением.

В синей шляпе и дирижёром оркестра была я.


Итог собрания:

Толерантность нужно воспитывать.

Отсюда – ряд правил воспитания :

  • 1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  • 2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  • 3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  • 4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  • 5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

Решение собрания:

1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения. 2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения. 3. Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни класса.



Источники материалов

  • http://thinkingschool.ru/treningi-dlya-pedagogov/6-shlyap-myishleniya/
  • http://palagin.me/2010/06/6-shlyap-myshleniya-edvard-de-bono/
  • http://www.debono.ru/article/sixhats.htm
  • http://dergalev.livejournal.com/13448.html
  • http://www.rabotaplus.com.ua/trainings/12059.html
  • http://www.koob.ru/superlearning/

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди. Б.Шоу

Воспитание

толерантности


  • Толерантность – tolerare (лат.) переносить, выдерживать, терпеть Английский яз .- устойчивость, выносливость, терпимость, допуск, допустимое отклонение. Французский яз .- уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов. Китайский яз . – проявление великодушия в отношении к другому. Арабский яз. – снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим
  • В русском языке – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их ошибкам и промахам, быть к ним терпимыми.

Толерантность - это уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.


Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению. интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире , сохраняя свою индивидуальность


Толерантность – не пассивная, неестественная покорность мнениям, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.


Воспитание в духе толерантности способствует : - формированию у школьников навыков независимого мышления, - критического осмысления различных жизненных ситуаций, -выработки суждений, основанных на моральных ценностях


1.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ

  • *отсутствие в обществе устоявшихся традиций свободы (не вседозволенности, а именно свободы, выражающейся в известной формуле «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого»);
  • * отсутствие плюрализма (привыкания к многообразию взглядов и поведения людей);
  • *неуважение прав другого человека

Факторы,сдерживающие развитие толерантности

2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

  • Рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, особенно, среди молодежи
  • Наличие стереотипов в отношении представителей других культур

Факторы, сдерживающие развитие толерантности

3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

  • Эгоцентричные установки сознания (эгоцентризм – видение мира через призму только своих интересов. Для эгоцентриста свойственно определение своего образа жизни, своих взглядов как единственно верных, отсутствие желания понимать других людей, менять свои взгляды и убеждения.)
  • Неумение детей понять и принять другого человека

Факторы, сдерживающие развитие толерантности

4.СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

  • Проявление нетерпимости к собственным детям;
  • Нежелание и неумение понять детские проблемы;
  • Негативный стиль

взаимоотношений с детьми;


ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с иными по взглядам и поведению людьми

Работа на уроках

Психологический климат

Внеурочная работа

Учебный материал уроков истории, чтения и т.д.

Коллективная творческая деятельность

Встречи с представителями других культур, выявление и отказ от собственных стереотипов, организация групповой коммуникации, поиск сходства культур, а не различий, осмысление собственной позиции, основанной на уважении к людям иной национальности…


  • Социальная восприимчивость и интерес к особенностям друг друга;
  • Признание равенства с другим человеком;
  • Отказ от превосходства и насилия;
  • Признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций;
  • Отказ от преобладания какой – то одной точки зрения;
  • Готовность принять другого таким, каков он есть;
  • Проявление доверия, умение слушать и выслушивать другого;
  • Способность к эмпатии (сочувствию и сопереживанию);
  • Способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия;
  • Готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия, но без ущемления как собственных интересов, так и интересов партнера, с правом отстаивать эти интересы.

Деятельность педагога по воспитанию толерантности

  • Воспитать толерантность – это значит помочь учащимся понять культуру своего и других народов, сформировать позицию терпимости и доверия как основы взаимопонимания и мирного сосуществования людей разных национальностей

  • Методы, используемые в воспитании толерантности: * Игра * Труд * Драматизация * Поручения * Состязания * Совет, поддержка * Показ образцов, примеров * Создание ситуации успеха

  • Методы, стимулирующие самооценку, саморефлексию, самовоспитание * Поощрение * Замечание * Самоанализ * Контроль * Самоконтроль * Ситуация доверия * Ситуация критики и самокритики

Юля Пысларь
Толерантность. Презентация к родительскому собранию

1 слайд - "Как воспитать толерантность в подрастающем поколении?"

2 слайд - Толерантность - это право каждого на уважение, терпение, сострадание, доброту.

3 слайд - Черты толерантной личности :

Терпение

Доверие

Чуткость

Способность к сопереживанию

Снисходительность

Расположение к другим

Чувство юмора

Терпимость к различиям

Доброжелательность

Гуманизм – любознательность

Умение слушать

Несклонность осуждать других

Альтруизм

4 слайд - Цветок толерантности

5 слайд - Воспитывать толерантность -

значит прививать уважение, принятие и

правильное понимание богатого

многообразия культур нашего мира, наших

форм самовыражения и способов

проявлений человеческой индивидуальности.

6 слайд - Проект «Железная дорога» . Центр игры

Дети нашей группы стараются быть добрыми и уступчивыми

7 слайд - Проект «Удивительное в школьной жизни» . Прогулка

Помогают друг другу.

8 слайд - Проект «Море волнуется раз» , Проект «Чудесные цветы» .

Центр познания. Любознательны.

9 слайд - Терпимы к другим

10 слайд - Уважают и поддерживают друг друга

11 слайд - Проявлять толерантность - это значит .

12 слайд - Правила воспитания для родителей

13 слайд - Наша страна - это место, где мы можем любить друг дуга, соблюдать традиции

14 слайд - Толерантность в каждый дом

15 слайд - - Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Доклад к родительскому собранию «Подготовка к Новому году» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Средняя группа Тема: «Подготовка к Новому году. Предновогодние хлопоты» Подготовка к утреннику. Новогоднее представление.

Информация и презентация к родительскому собранию «Дети против антиигрушки» Информация к родительскому собранию «Дети против антиигрушки» Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих.

Материал к общему родительскому собранию «Какие бывают семейные ценности?». Презентация «Торопитесь любить» Какие бывают семейные ценности?Общение. Для любого человека важно общение, ему необходимо делиться информацией, высказывать собственное.

Презентация к родительскому собранию в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Возрастные особенности детей 5-6 лет Вашему ребенку исполнилось 5 лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Малыш.

Презентация «Один день из жизни детского сада» к родительскому собранию Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию презентацию, подготовленную для родительского собрания в 1 младшей группе. Совсем недавно пришли.

Приложение к родительскому собранию во второй младшей группе. Приложение №1. Педагогический всеобуч. Ребёнок и кризис 3-х лет".Возрастные периоды развития детей связаны с определёнными новообразованиями.

Презентация к родительскому собранию «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Актуальность: Забота о здоровье ребенка стала занимать в нашей стране приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны.

Презентация к родительскому собранию в первой младшей группе «Программа «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой» .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проблема толерантности и пути её решения в школьном коллективе Составила: Браун Л.Н., внештатный инспектор по охране прав детства МКОУ «Прослаухинская СОШ», руководитель РМО социальных педагогов

2 слайд

Описание слайда:

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

3 слайд

Описание слайда:

Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать!

4 слайд

Описание слайда:

Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО говорил: “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мэрам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”.

5 слайд

Описание слайда:

Актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе сегодня не вызывает сомнений. Сложности общественного развития во многом обусловлены отсутствием развитого правового, демократического сознания. Ценности толерантности являются краеугольным камнем этого сознания. Поэтому дальнейшее движение общества по пути демократии и свободы невозможно без создания системы, которая воспитывала бы ценности толерантности у подрастающего поколения. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны. Конфликт в этих условиях становится точкой отсчета для улучшения дальнейшей жизни и роста личности, а не основой для вражды с этим миром. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

6 слайд

Описание слайда:

Осознание этих идей приводит к принятию Декларации принципов толерантности на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году. В Российской Федерации в августе 2001 года была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».

7 слайд

Описание слайда:

Что такое толерантность? Толерантность – понятие достаточно новое, это: – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

8 слайд

Описание слайда:

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

9 слайд

Описание слайда:

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

10 слайд

Описание слайда:

Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов – важное условие эффективного становления демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества.

11 слайд

Описание слайда:

В каком воспитании нуждаются учащиеся? Что им нужно, чтобы войти во взрослый мир и жить в нём, не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность? Как воспитать терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами?

12 слайд

Описание слайда:

"КАК ВОСПИТАТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА?" Для достижения этой цели в период обучения в школе недостаточно провести урок или день толерантности. Над этим вопросом необходимо работать систематически, на протяжении всего периода обучения

13 слайд

Описание слайда:

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

14 слайд

Описание слайда:

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам.

15 слайд

Описание слайда:

Подходы к воспитанию толерантности Принцип целенаправленности Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

16 слайд

Описание слайда:

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности

17 слайд

Описание слайда:

Принцип культуросообразности В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности

18 слайд

Описание слайда:

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

19 слайд

Описание слайда:

Принцип уважительного отношения к личности Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

20 слайд

Описание слайда:

Принцип опоры на положительное в ребенке Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.

21 слайд

Описание слайда:

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

22 слайд

Описание слайда:

Принцип единства знания и поведения Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия


«Самая страшная из грозящих нам катастроф – это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть и всего живого) на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке» Ю.А.Шрейдер








В основе процесса воспитания толерантность – это терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или образца своего поведения






Аспекты толерантности (энциклопедический словарь): - медицинский (терпимость организма по отношению к пересаженному органу, лекарству, боли) - физиологический (способность организма переносить неблагоприятное влияние неблагоприятных факторов среды) - философско-психологический (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению)


Аспекты толерантности: - внешняя (к другим) – убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учётом разных факторов - внутренняя (гибкость как отношение к неопределённости, риску, стрессу) – это способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия


Принципы толерантности: - отказ от насилия - добровольность выбора - умение принудить себя, не принуждая других - подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности - принятие Другого, который может отличаться по разным признакам


Цель воспитания толерантности: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения








Частные (социальной обусловленности процесса воспитания толерантности, завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребёнка, единства знания и поведения, создания толерантной среды в образовательном учреждении, диалогичности и сотрудничества, воспитывающей рефлексии)




Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом