Каков оптимальный размер заказываемой партии. Оптимальная партия заказа. Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа уменьшаются, так как закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже

После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соот­ветственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

объем спроса (оборота);

расходы по доставке товаров;

расходы по хранению запаса.

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

Рис. 59. Двухбункерная система контроля за состоянием запасов

И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа очевидно уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 60.

Расходы по хранению растут прямо пропорционально разме­ру заказа. Эта зависимость графически представлена на рис. 61.

Рис. 60. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа

Рис. 61. Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа

Сложив оба графика, получим кривую, отражающую харак­тер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рис. 62). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны. Абсцисса этой точки S опт дает значение оптимального размера заказа.

Рис. 62. Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера закаэа. Оптимальный размер заказа S опт

Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение суммарной кривой, продиф­ференцировать его и приравнять вторую производную к нулю. В результате получим формулу, известную в теории управле­ния запасами, как формулу Уилсона, позволяющую рассчитать оптимальный размер заказа:


где Sопт - оптимальный размер заказываемой партии;

О - величина оборота;

Ст- издержки, связанные с доставкой;

Сх- издержки, связанные с хранением.

Вопросы для контроля знаний

1. Дайте определение понятию «материальный запас».

2. Перечислите расходы, связанные с необходимостью содержа­ния материальных запасов.

3. Назовите основные причины, которые вынуждают предпринимателей создавать материальные запасы.

4. Перечислите известные Вам виды материальных запасов.

Страховые запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогно­зировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности пред­сказания сроков реализации заказов. Отсюда возникает необхо­димость создания страховых товарно-материальных запасов.

Можно выделить несколько причин, по которым предприни­матели заказывают больший объем товаров, чем требуется на дан­ный момент:

Задержка получения заказанных товаров;

Возможность получить товар в неполном объеме, что вы­нуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе;

Предоставление скидок, получаемых заказчиком при по­купке им крупной партии товаров;

Одинаковая величина транспортных, накладных и других расходов независимо от объема партии. (Например, сто­имость одного контейнера будет одна и та же независимо оттого, загружен полностью контейнер или нет.)

Создание запасов требует дополнительных финансовых за­трат, поэтому возникает необходимость в сокращении этих за­трат с помощью достижения оптимального баланса между объ­емом запаса, с одной стороны, и финансовыми затратами -с другой. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров или определением экономического (оптимального) размера заказа - EOQ (Economic Order Quantity), который вычисляется по формуле

где А - затраты на производство; D - средний уровень спроса; - удельные затраты на производство; r - затраты на хранение.

Определение точного уровня необ­ходимых резервных запасов зависит от трех факторов:

1) возможного колебания сроков восстановления уровня за­пасов;

2) колебания спроса на соответствующие товары на протя­жении срока реализации заказа;

3) осуществляемой данной компанией стратегии обслужива­ния заказчиков.

Определить точный уровень необходимых резервных запасов в условиях нестабильности сроков реализации заказов, измен­чивого спроса на товары и материалы достаточно сложно. Для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, необходимо использовать моделирование или имитацию различных сцена­риев.



Оптимальный размер партии поставляемых товаров и соответственно оптимальная частота завоза зависят от следующих фак­торов: объема спроса (оборота); транспортно-заготовительных расходов; расходов на хранение.

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение. Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа уменьшаются, так как закупки и перевозки товаров осу­ществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. Расходы на хранение растут прямо пропорционально размеру заказа. Для решения этой задачи необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно -заготовительных расходов и расходов на хранение, т.е. определить условия, при которых

где С общ - общие затраты на транспортировку и хранение;

С хран - затраты на хранение запаса; С трансп -транспортно-заготовительные расходы.

Предположим, что за определенный период времени вели­чина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой партии - S. Допустим, что новая партия завозится после того, как преды­дущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.

Введем размер тарифа (А/) за хранение товара. Он измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период. Стоимость хране­ния товаров за период Т можно рассчитать по формуле

Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т, определяется по формуле

где К - транспортно-заготовительные расходы, связанные с paзмещением и доставкой одного заказа; - количество заказов за период времени.

Подставив данные , получим:

Минимум С общ имеется в точке, в которой ее первая производная по равна нулю, а вторая производная больше нуля. Первая производная:

Найдем значение S o бщ (оптимальный размер заказа), обращающее производную целевой функции в нуль:

Определение: оптимальная партия заказа — это количество товара, которое необходимо заказать, чтобы оптимально удовлетворить текущий уровень спроса.

Размер оптимальной партии заказа зависит от большого количества факторов:

  • Спрос на товар (востребованность товара у покупателей);
  • Период заказа;
  • Остаток на складе;
  • Страховой запас;
  • Периодичность поставок;
  • Минимальная партия заказа;
  • Кратность поставок;
  • Уровень сервиса, %;
  • Срок годности (при заказе нужно учитывать риск просрочки товара)

В общем случае оптимальная партия заказа — это разница между оптимальным запасом на период поставки (сколько нужно хранить товара для обеспечения спроса) и остатком товара (какой будет остаток товара на дату поставки).

Основным фактором, влияющим на объем заказа, является спрос на товар.

Модель оптимальной партии заказа на примере в программе Forecast NOW!

Например, товар продавался в количестве 50 шт. в неделю, но в связи с увеличением цены, спрос на него снизился до 40 шт. в неделю. Соответственно, оптимальный запас, и оптимальная партия заказа могут быть снижены, исходя из этих изменений.

Программа Forecast NOW! позволяет учесть изменения спроса и многие другие факторы, влияющие на заказ. При этом все формулы рассчитываются автоматически, необходимо только проверить и изменить нужные параметры.

Рассмотрим по шагам, как можно учесть факторы, влияющие на модель оптимальной партии заказа в программе Forecast NOW! :

Шаг 1. Заходим во вкладку «Параметры» и проверяем нужные нам параметры у товаров для заказа или изменяем отдельные показатели параметров.

Вкладка «Параметры» имеет 6 разделов:

  • Основные параметры,
  • Особенности поставок,
  • Расписание поставок,
  • Прогнозирование,
  • Сезонность,
  • Тренд.

Шаг 2. Добавляем нужные товары, параметры которых мы хотим проверить или изменить.

Зеленой стрелкой на рисунке ниже отмечено добавление продукта. Далее, красной стрелкой отмечен параметр — срок годности. Этот параметр, так же, как и другие, при необходимости можно изменить. Например, для тестовой позиции «Печенье для завтрака» поставим срок годности 7 дней (красная стрелка). Если это значение параметра нужно ввести для всех товаров, добавленных в таблицу, то необходимо нажать на кнопку «Применить для всех» (синяя стрелка).

При установленном сроке годности программа не закажет товара больше, чем оптимальная потребность на этот период (в примере по «Печенью для завтрака» - 7 дней)

Шаг 3. Переходим в следующую вкладку — «Особенности поставок». Точно также просматриваем параметры и отмечаем то, что необходимо принять во внимание в расчет размера партии оптимального заказа.

Здесь можно, например, задать ограничения поставщика по кратности (если товар можно заказать только партиями определенного размера) и минимальной партии заказа.

Для сезонных товаров обязательно в расчете оптимальной партии заказа нужно проставить параметры во вкладке «Сезонность».

Сезонность лучше рассчитывать по группе товаров с похожей сезонностью:

Если спрос на товары меняется прогнозируемо, но не связано с сезонностью, то нужно отметить параметры во вкладках «Прогнозирование» и «Тренд».

Давайте проверим, как изменение параметров сказывается на размере оптимального заказа. Для начала не будем учитывать никаких дополнительных параметров, перейдем во вкладку «Заказ» и сформируем заказ.

Выбираем нужные товары и нажимаем «Сформировать заказ».

В заказе три продукта: Мармелад «Маленькая принцесса», Зефир и Вафли. Программа рассчитала, что на данный момент необходимо заказать только вафли шоколадные в количестве 29 единиц. Теперь перейдем во вкладку «Параметры» и посмотрим, что по этим наименованиям учитывается в расчете и что нужно учесть.

В основных параметрах проставим срок годности продукции (красная стрелка) и добавим этот параметр к расчетным, поставив галочку над нужным столбцом и нажав на кнопку «Применить для всех».

Переходим в следующую вкладку «Особенности поставок». Обратим внимание на такие параметры, как минимальный запас, который необходим для того, чтобы ограничить систему, и даже в случае отсутствия спроса на товар, поддерживать по нему запас и кратность.

Теперь посмотрим, как изменится оптимальный размер заказа по данным товарам, исходя из новых параметров. Для этого перейдем во вкладку «Заказ» и опять сформируем заказ.

Объем заказа изменился. Параметры заказа изменились. До введения новых параметров требовалось заказать только Вафли в количестве 29 единиц, теперь в заказ входят Вафли — 28 единиц (Заказ округлился). и Зефир в количестве 35 уп.

Автоматический расчет оптимального заказа с учетом всех нужных параметров гарантирует, что на складе не образуется излишком товаров, а спрос всегда будет поддерживаться на необходимом уровне. Корректируя разные условия поставок, спроса и хранения товаров можно автоматически корректировать размер оптимальной партии заказа.

  • Тема 9. Распределительная логистика.
  • Тема 10 «Транспортная логистика»представлена следующими вопросами:
  • Тема 11 «Информационная логистика»изучается в разрезе следующих вопросов:
  • Тема 13. Склады в логистике. В рамках данной темы студенты изучают следующие вопросы:
  • Тема 14. Сервис в логистике.Основные вопросы этой темы:
  • Раздел I
  • 1.2. Определение понятия логистики
  • 1.3. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике
  • Показатели сквозного материального потока на выходе
  • Показатели материального потока на выходе (точка в) управляемы и имеют заранее заданное значение
  • 1.4. Предпосылки развития логистики
  • 1.5. Этапы развития логистики
  • 1.6 Экономический эффект от использования логистики
  • 1.7. Пример логистической оптимизации материального потока в сфере обращения
  • Глава 2 концепция и функции логистики
  • 2.1. Концептуальные положения логистики
  • 2.2. Функции логистики
  • Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса
  • 2.3. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства
  • Примерное распределение основных логистических функций между различными службами предприятия *
  • Глава 3 материальные потоки и логистические операции
  • 3.1. Понятие материального потока
  • Материальный поток на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тыс. Кв. М.
  • Расчет совокупного материального потока * для торговой оптовой базы складской площадью 5 тыс. Кв. М.
  • 3.2. Виды материальных потоков
  • 3.3. Логистические операции
  • Глава 4 логистические системы
  • 4.1. Понятие системы
  • 4.2. Понятие логистической системы
  • Макрологистическая система
  • Поставщик покупатель транспорт
  • Микрологистическая система
  • 4.3. Виды логистических систем
  • Глава 5 методологический аппарат логистики
  • 5.1. Общая характеристика методов решения логистических задач
  • 5.2. Моделирование в логистике
  • 5.3. Экспертные системы в логистике
  • 5.4. Определение и основные принципы системного подхода
  • 5.5. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем
  • 5.6. Пример классического и системного подходов к организации материального потока
  • Раздел II
  • Производственное предприятие
  • Глава 7 закупочная логистика
  • 7.1. Сущность и задачи закупочной логистики
  • 7.2. Служба закупок на предприятии
  • 7.3. Задача «сделать или купить»
  • 7.4. Задача выбора поставщика
  • Пример расчета рейтинга поставщика
  • Расчет совокупных расходов, связанных с поставкой товаров
  • Глава 8 производственная логистика
  • 8.1. Понятие производственной логистики
  • 8.2. Традиционная и логистическая концепции организации производства
  • 8.3. Качественная и количественная гибкость производственных систем
  • 8.4. Толкающие системы управления материальными потоками в производственной логистике
  • 8.5. Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике
  • 8.6. Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве
  • Глава 9 распределительная логистика
  • 9.1. Понятие распределительной логистики
  • 9.2. Задачи распределительной логистики
  • 9.3. Логистические каналы и логистические цепи
  • Различия в обеспеченности оптовыми предприятиями
  • 9.4.Определение оптимального количества складов в системе распределения
  • Зависимость эксплуатационных затрат, в расчете на 1 квадратный метр площади склада, от размера складской площади
  • 9.5.Задача оптимизации расположения распределительного центра на обслуживаемой территории
  • 9.6.Принятие решения по построению системы распределения
  • 9.7.Распределительная логистика и маркетинг
  • Глава 10 транспортная логистика
  • 10.1.Сущность и задачи транспортной логистики
  • 10.2.Выбор вида транспортного средства
  • Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов влияющих на выбор вида транспорта
  • 10.3.Транспортные тарифы и правила их применения
  • Глава 11 информационная логистика
  • 11.1.Информационные потоки в логистике
  • 11.2.Информационные системы в логистике
  • 11.3.Виды информационных систем в логистике
  • Информационные системы на микроуровне (отдельноеПредприятие) Информационные системы наМакроуровне (регион, страна, группа стран)
  • Диспозитивные исполнительные
  • 11.4.Принципы построения информационных систем в логистике
  • 11.5. Информационные технологии в логистике
  • 11.6. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов
  • Коды, присвоенные странам ассоциацией ean
  • 11.7. Маркировка грузового пакета машиночитаемым кодом
  • Глава 12 запасы в логистике
  • 12.1. Понятие материального запаса
  • 12.2. Причины создания материальных запасов
  • 12.3. Виды материальных запасов
  • 12.4. Нормирование запасов
  • 12.5. Системы контроля за состоянием запасов
  • 12.6. Определение оптимального размера заказываемой партии
  • Глава 13 склады в логистике
  • 13.1. Склады, их определение и виды
  • 13.2. Функции складов
  • 13.3. Краткая характеристика складских операций
  • 13.4. Грузовая единица - элемент логистики
  • Глава 14 сервис в логистике
  • 14.1. Понятие логистического сервиса
  • 14.2. Формирование системы логистического сервиса
  • 14.3. Уровень логистического обслуживания
  • 14.4. Критерии качества логистического обслуживания
  • Глава 15 совершенствование товаропроводящих торговых систем на базе концепции логистики
  • Структура грузооборота торговых оптовых баз в разрезе укрупненных товарных групп. Складская площадь 2,85; 5; 10 тысяч кв. М. Ассортимент универсальный
  • Масштабы выпуска товаров массового потребления, маркированных штриховыми товарными кодами, в ряде стран с развитой рыночной экономикой в 1986 г.
  • Список литературы
  • Адиль Мухтарович Гаджинский
  • Логистика
  • Учебник для студентов высших
  • И средних специальных учебных заведений
  • Оглавление
  • Глава 9 88
  • 12.6. Определение оптимального размера заказываемой партии

    После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

    Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соот­ветственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

    объем спроса (оборота);

    расходы по доставке товаров;

    расходы по хранению запаса.

    В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

    Рис. 59. Двухбункерная система контроля за состоянием запасов

    И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа очевидно уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 60.

    Расходы по хранению растут прямо пропорционально разме­ру заказа. Эта зависимость графически представлена на рис. 61.

    Рис. 60. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа

    Рис. 61. Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа

    Сложив оба графика, получим кривую, отражающую харак­тер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рис. 62). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны. Абсцисса этой точки S опт дает значение оптимального размера заказа.

    Рис. 62. Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера закаэа. Оптимальный размер заказа Sопт

    Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение суммарной кривой, продиф­ференцировать его и приравнять вторую производную к нулю. В результате получим формулу, известную в теории управле­ния запасами, как формулу Уилсона, позволяющую рассчитать оптимальный размер заказа:

    где Sопт - оптимальный размер заказываемой партии;

    О - величина оборота;

    Ст- издержки, связанные с доставкой;

    Сх- издержки, связанные с хранением.

    Вопросы для контроля знаний

    1. Дайте определение понятию «материальный запас».

    2. Перечислите расходы, связанные с необходимостью содержа­ния материальных запасов.

    3. Назовите основные причины, которые вынуждают предпринимателей создавать материальные запасы.

    4. Перечислите известные Вам виды материальных запасов.

    5. Охарактеризуйте методы нормирования материальных запасов.

    6. Опишите систему контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа.

    7. Опишите систему контроля за состоянием запасов с фиксиро­ванным количеством заказа.

    8. Приведите и объясните формулу для расчета оптимального размера заказываемой партии товаров.

    Глава 13 склады в логистике

    13.1. Склады, их определение и виды

    С к л а д ы - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

    Склады являются одним из важнейших элементов логи­стических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

    В широком диапазоне варьируются размеры складов: от не­больших помещений, общей площадью в несколько сотен ква­дратных метров, доскладов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

    Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 21 м и более.

    Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудо­ванных площадках, в так называемыхоткрытых складах.

    В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.

    Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (складколлективного пользования или склад-отель).

    Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексномеханизированные, автоматизированные иавтоматические.

    Существенным признаком склада является возможность до­ставки и вывоза грузи с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различаютпристанционные илипортовые склады (расположенные на тер­ритории железнодорожной станции или порта),прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) иглубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

    В зависимости от широты ассортимента хранимого груза вы­деляют специализированные склады, складысо сметанным или суниверсальным ассортиментом.

    Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя гото­вой продукции (рис. 63).

    По этому признаку склады можно разделить на две о с н о в н ы е г р у п п ы:

    1. Склады на участке движения продукции производственно-технического назначения.

    2. Склады на участке движения товаров народного потребления.

    В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей про­дукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения.

    Рис. 63. Классификация складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции

    Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, нахо­дящиеся в местах производства, этих изделий, и склады, нахо­дящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам. Склады в местах потребления - торговым оптовым ба­зам.

    Принципиальная схема прохождения материального пото­ка через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 64.

    Р
    ис. 64. Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

    После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

    Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соот­ветственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов: объем спроса, расходы по доставке товаров, расходы по хранению запаса.

    В качестве критерия оптимальности выбирают минимум со­вокупных расходов по доставке и хранению.

    И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако, характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 60.

    Расходы по хранению растут прямо пропорционально разме­ру заказа. Эта зависимость графически представлена на рис. 61.


    Рис. 60. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа

    Рис. 61. Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа


    Рис. 62. Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера заказа.

    Сложив оба графика, получим кривую, отражающую харак­тер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рис. 62). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны.

    Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого используется формула Уилсона.

    ЛЕКЦИЯ 11. СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ

    Понятие и виды складов

    Функции складов

    Краткая характеристика складских операций

    Грузовая единица

    Понятие и виды складов

    Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хране­ния поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.



    Склады являются одним из важнейших элементов логи­стических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества, разнообразных видов складов:

    ü По размерам склады варьируются от не­больших помещений общей площадью в несколько сотен ква­дратных метров до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

    ü Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уло­жить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

    ü Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.

    ü В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.

    ü Склад может предназначаться для хранения товаров одно­го предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юри­дическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).

    ü Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

    ü Существенным признаком склада является возможность до­ставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или вод­ного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на тер­ритории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

    ü В зависимости от широты ассортимента хранимого груза вы­деляют специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.

    ü Склады можно разделить на две группы: склады на участке движения продукции производственно-технического назначения и склады на участке движения товаров народного потребле­ния .

    Рис. 64. Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

    Принципиальная схема прохождения материального пото­ка через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 64.