После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.
Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
объем спроса (оборота);
расходы по доставке товаров;
расходы по хранению запаса.
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.
Рис. 59. Двухбункерная система контроля за состоянием запасов
И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа очевидно уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 60.
Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа. Эта зависимость графически представлена на рис. 61.
Рис. 60. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа
Рис. 61. Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа
Сложив оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рис. 62). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны. Абсцисса этой точки S опт дает значение оптимального размера заказа.
Рис. 62. Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера закаэа. Оптимальный размер заказа S опт
Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение суммарной кривой, продифференцировать его и приравнять вторую производную к нулю. В результате получим формулу, известную в теории управления запасами, как формулу Уилсона, позволяющую рассчитать оптимальный размер заказа:
где Sопт - оптимальный размер заказываемой партии;
О - величина оборота;
Ст- издержки, связанные с доставкой;
Сх- издержки, связанные с хранением.
Вопросы для контроля знаний
1. Дайте определение понятию «материальный запас».
2. Перечислите расходы, связанные с необходимостью содержания материальных запасов.
3. Назовите основные причины, которые вынуждают предпринимателей создавать материальные запасы.
4. Перечислите известные Вам виды материальных запасов.
Страховые запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда возникает необходимость создания страховых товарно-материальных запасов.
Можно выделить несколько причин, по которым предприниматели заказывают больший объем товаров, чем требуется на данный момент:
Задержка получения заказанных товаров;
Возможность получить товар в неполном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе;
Предоставление скидок, получаемых заказчиком при покупке им крупной партии товаров;
Одинаковая величина транспортных, накладных и других расходов независимо от объема партии. (Например, стоимость одного контейнера будет одна и та же независимо оттого, загружен полностью контейнер или нет.)
Создание запасов требует дополнительных финансовых затрат, поэтому возникает необходимость в сокращении этих затрат с помощью достижения оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, и финансовыми затратами -с другой. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров или определением экономического (оптимального) размера заказа - EOQ (Economic Order Quantity), который вычисляется по формуле
где А - затраты на производство; D - средний уровень спроса; - удельные затраты на производство; r - затраты на хранение.
Определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов:
1) возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
2) колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
3) осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
Определить точный уровень необходимых резервных запасов в условиях нестабильности сроков реализации заказов, изменчивого спроса на товары и материалы достаточно сложно. Для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, необходимо использовать моделирование или имитацию различных сценариев.
Оптимальный размер партии поставляемых товаров и соответственно оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов: объема спроса (оборота); транспортно-заготовительных расходов; расходов на хранение.
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение. Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа уменьшаются, так как закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. Расходы на хранение растут прямо пропорционально размеру заказа. Для решения этой задачи необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно -заготовительных расходов и расходов на хранение, т.е. определить условия, при которых
где С общ - общие затраты на транспортировку и хранение;
С хран - затраты на хранение запаса; С трансп -транспортно-заготовительные расходы.
Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой партии - S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.
Введем размер тарифа (А/) за хранение товара. Он измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период. Стоимость хранения товаров за период Т можно рассчитать по формуле
Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т, определяется по формуле
где К - транспортно-заготовительные расходы, связанные с paзмещением и доставкой одного заказа; - количество заказов за период времени.
Подставив данные , получим:
Минимум С общ имеется в точке, в которой ее первая производная по равна нулю, а вторая производная больше нуля. Первая производная:
Найдем значение S o бщ (оптимальный размер заказа), обращающее производную целевой функции в нуль:
Определение: оптимальная партия заказа — это количество товара, которое необходимо заказать, чтобы оптимально удовлетворить текущий уровень спроса.
Размер оптимальной партии заказа зависит от большого количества факторов:
- Спрос на товар (востребованность товара у покупателей);
- Период заказа;
- Остаток на складе;
- Страховой запас;
- Периодичность поставок;
- Минимальная партия заказа;
- Кратность поставок;
- Уровень сервиса, %;
- Срок годности (при заказе нужно учитывать риск просрочки товара)
В общем случае оптимальная партия заказа — это разница между оптимальным запасом на период поставки (сколько нужно хранить товара для обеспечения спроса) и остатком товара (какой будет остаток товара на дату поставки).
Основным фактором, влияющим на объем заказа, является спрос на товар.
Модель оптимальной партии заказа на примере в программе Forecast NOW!
Например, товар продавался в количестве 50 шт. в неделю, но в связи с увеличением цены, спрос на него снизился до 40 шт. в неделю. Соответственно, оптимальный запас, и оптимальная партия заказа могут быть снижены, исходя из этих изменений.
Программа Forecast NOW! позволяет учесть изменения спроса и многие другие факторы, влияющие на заказ. При этом все формулы рассчитываются автоматически, необходимо только проверить и изменить нужные параметры.
Рассмотрим по шагам, как можно учесть факторы, влияющие на модель оптимальной партии заказа в программе Forecast NOW! :
Шаг 1. Заходим во вкладку «Параметры» и проверяем нужные нам параметры у товаров для заказа или изменяем отдельные показатели параметров.
Вкладка «Параметры» имеет 6 разделов:
- Основные параметры,
- Особенности поставок,
- Расписание поставок,
- Прогнозирование,
- Сезонность,
- Тренд.
Шаг 2. Добавляем нужные товары, параметры которых мы хотим проверить или изменить.
Зеленой стрелкой на рисунке ниже отмечено добавление продукта. Далее, красной стрелкой отмечен параметр — срок годности. Этот параметр, так же, как и другие, при необходимости можно изменить. Например, для тестовой позиции «Печенье для завтрака» поставим срок годности 7 дней (красная стрелка). Если это значение параметра нужно ввести для всех товаров, добавленных в таблицу, то необходимо нажать на кнопку «Применить для всех» (синяя стрелка).
При установленном сроке годности программа не закажет товара больше, чем оптимальная потребность на этот период (в примере по «Печенью для завтрака» - 7 дней)
Шаг 3. Переходим в следующую вкладку — «Особенности поставок». Точно также просматриваем параметры и отмечаем то, что необходимо принять во внимание в расчет размера партии оптимального заказа.
Здесь можно, например, задать ограничения поставщика по кратности (если товар можно заказать только партиями определенного размера) и минимальной партии заказа.
Для сезонных товаров обязательно в расчете оптимальной партии заказа нужно проставить параметры во вкладке «Сезонность».
Сезонность лучше рассчитывать по группе товаров с похожей сезонностью:
Если спрос на товары меняется прогнозируемо, но не связано с сезонностью, то нужно отметить параметры во вкладках «Прогнозирование» и «Тренд».
Давайте проверим, как изменение параметров сказывается на размере оптимального заказа. Для начала не будем учитывать никаких дополнительных параметров, перейдем во вкладку «Заказ» и сформируем заказ.
Выбираем нужные товары и нажимаем «Сформировать заказ».
В заказе три продукта: Мармелад «Маленькая принцесса», Зефир и Вафли. Программа рассчитала, что на данный момент необходимо заказать только вафли шоколадные в количестве 29 единиц. Теперь перейдем во вкладку «Параметры» и посмотрим, что по этим наименованиям учитывается в расчете и что нужно учесть.
В основных параметрах проставим срок годности продукции (красная стрелка) и добавим этот параметр к расчетным, поставив галочку над нужным столбцом и нажав на кнопку «Применить для всех».
Переходим в следующую вкладку «Особенности поставок». Обратим внимание на такие параметры, как минимальный запас, который необходим для того, чтобы ограничить систему, и даже в случае отсутствия спроса на товар, поддерживать по нему запас и кратность.
Теперь посмотрим, как изменится оптимальный размер заказа по данным товарам, исходя из новых параметров. Для этого перейдем во вкладку «Заказ» и опять сформируем заказ.
Объем заказа изменился. Параметры заказа изменились. До введения новых параметров требовалось заказать только Вафли в количестве 29 единиц, теперь в заказ входят Вафли — 28 единиц (Заказ округлился). и Зефир в количестве 35 уп.
Автоматический расчет оптимального заказа с учетом всех нужных параметров гарантирует, что на складе не образуется излишком товаров, а спрос всегда будет поддерживаться на необходимом уровне. Корректируя разные условия поставок, спроса и хранения товаров можно автоматически корректировать размер оптимальной партии заказа.
12.6. Определение оптимального размера заказываемой партии
После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.
Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
объем спроса (оборота);
расходы по доставке товаров;
расходы по хранению запаса.
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.
Рис. 59. Двухбункерная система контроля за состоянием запасов
И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа очевидно уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 60.
Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа. Эта зависимость графически представлена на рис. 61.
Рис. 60. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа
Рис. 61. Зависимость расходов на
хранение запасов от размера заказа
Сложив оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рис. 62). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны. Абсцисса этой точки S опт дает значение оптимального размера заказа.
Рис. 62. Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера закаэа. Оптимальный размер заказа Sопт
Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение суммарной кривой, продифференцировать его и приравнять вторую производную к нулю. В результате получим формулу, известную в теории управления запасами, как формулу Уилсона, позволяющую рассчитать оптимальный размер заказа:
где Sопт - оптимальный размер заказываемой партии;
О - величина оборота;
Ст- издержки, связанные с доставкой;
Сх- издержки, связанные с хранением.
Вопросы для контроля знаний
1. Дайте определение понятию «материальный запас».
2. Перечислите расходы, связанные с необходимостью содержания материальных запасов.
3. Назовите основные причины, которые вынуждают предпринимателей создавать материальные запасы.
4. Перечислите известные Вам виды материальных запасов.
5. Охарактеризуйте методы нормирования материальных запасов.
6. Опишите систему контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа.
7. Опишите систему контроля за состоянием запасов с фиксированным количеством заказа.
8. Приведите и объясните формулу для расчета оптимального размера заказываемой партии товаров.
Глава 13 склады в логистике
13.1. Склады, их определение и виды
С к л а д ы - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.
В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, доскладов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 21 м и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемыхоткрытых складах.
В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.
Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (складколлективного пользования или склад-отель).
Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексномеханизированные, автоматизированные иавтоматические.
Существенным признаком склада является возможность доставки и вывоза грузи с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различаютпристанционные илипортовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта),прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) иглубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.
В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, складысо сметанным или суниверсальным ассортиментом.
Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 63).
По этому признаку склады можно разделить на две о с н о в н ы е г р у п п ы:
1. Склады на участке движения продукции производственно-технического назначения.
2. Склады на участке движения товаров народного потребления.
В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения.
Рис. 63. Классификация складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции
Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства, этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам. Склады в местах потребления - торговым оптовым базам.
Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 64.
Р
ис.
64. Принципиальная схема цепи складов
на пути материального потока от первичного
источника сырья до конечного потребителя
После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.
Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов: объем спроса, расходы по доставке товаров, расходы по хранению запаса.
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.
И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако, характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 60.
Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа. Эта зависимость графически представлена на рис. 61.
Рис. 60. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа
Рис. 61. Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа
Рис. 62. Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера заказа.
Сложив оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рис. 62). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны.
Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого используется формула Уилсона.
ЛЕКЦИЯ 11. СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ
Понятие и виды складов
Функции складов
Краткая характеристика складских операций
Грузовая единица
Понятие и виды складов
Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества, разнообразных видов складов:
ü По размерам склады варьируются от небольших помещений общей площадью в несколько сотен квадратных метров до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
ü Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
ü Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
ü В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.
ü Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).
ü Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
ü Существенным признаком склада является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.
ü В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.
ü Склады можно разделить на две группы: склады на участке движения продукции производственно-технического назначения и склады на участке движения товаров народного потребления .
Рис. 64. Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя
Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 64.