Русская матрёшка для детского сада. История, стихи, загадки. Педагогический анализ исследований в области художественного развития младших школьников при ознакомлении с "Полхов–Майданской росписью" История полхов майданской матрешки

Производство знаменитых игрушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области.

В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

, CC BY-SA 3.0

Впервые, в середине XIX века, в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Сам аппарат работал на газовом топливе (электричества не было). Идея делать обводку с помощью выжигания, понравилась и прижилась.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком.

Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытеснился более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Изменения росписи

С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашеных изделий. Существовал это вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. До 1914 года игрушки вообще ничем не расписывали.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

С 1916 года стали наносить обжиг, а с 1931 года - масляные красители. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.

Артель «Красная заря»

В 1928–1930 гг. в Полх-Майдане из отдельных мастеров сложилась артель «Красная заря». В это же время выработалась оригинальная художественно-декоративная система и обозначились основные специфические приёмы местной росписи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с обводкой» - цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без обводки» - рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» - роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» - простейшая кистевая роспись мазками или точками.

Крутецкие мастера

В 1960 году артель преобразовалась в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начали заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение.

Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980 -х гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Магазин «Русские ремёсла»

Аутентичные матрёшки Полх Майдана можно купить в магазине «Русские ремёсла ».

Фотогалерея
















Полезная информация

Полхов-Майда́нская ро́спись

Магазин «Русские ремёсла»

Красный цветок Полхов-Майдана

До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алёна - бывшая крестьянка из-под Арзамаса.

В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре.

На том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвёл алый шиповник-роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

Игрушки-тарарушки

Местные мастера называют свои изделия забавным словом «Тарарушки». Это значит - игрушки (от слов: тараторить, тарарусить, т.е. трещать, шутить).

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Особенности росписи

Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики».

Ненаучные корни матрешки

Полховский Майдан интересен прежде всего тем, что стал одним из первых сёл, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел.

История Полх-Майдана - это история самой матрешки. В 1920-е годы местные мастера-токари, работавшие по дереву, - с XVIII века здесь делали деревянную посуду и игрушки - узнали о прибыльной идее из соседнего села : там разукрашенная кукла-укладка уже была поставлена на поток. А семёновцы, в свою очередь, переняли идею из Сергиева-Посада.

Отдельно о матрёшке

Полхов-Майданская отличается от своих «сестёр». Это заметно по форме - голова слегка приплюснута, сама более вытянута, стройна.

В росписи используются яркие краски. Сейчас от традиции немного отошли, но классическая Майданская матрёшка рисовалась без ручек. Они как-бы прикрыты платком. Исследователи считают, что это обусловлено влиянием старообрядческой культуры. В тех местах, как известно, издавна были поселения староверов. Поэтому матрёшка красива, но «скромна».

В наше время

Сейчас в традициях промысла произошли изменения под влиянием времени и спроса. Село практически живёт изготовлением сувениров. Рисунки на изделиях уже далеко не только традиционные.

С раннего детства «майданы» - так они себя называют, вливаются в нелёгкое ремесло. В школе, на уроках труда, с первого класса девочки расписывают, мальчики вытачивают.

Лариса Щеголева

Цель : Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полховско-Майданской росписи .

Задачи : - Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом) ;

Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам;

Заполнять узором большую часть.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Нижегородская область богата мастерами : славится она Хохломской росписью , Городецкой, Семеновские матрешки известны всему миру .

В селе Полховский Майдан на юге Нижегородской области зародился еще один вид росписи , от названия села её так и назвали «Полхов – майданская » .

Лесов вокруг было много, а зимние вечера длинные, и семья коротала время изготовляя посуду (тарелки, ложки, солонки, сахарницы, шкатулки, коробочки и игрушки – тарарушки (матрешки , тройки и лошадки - одиночки, свистульки) из древесины липы и осины : мужчины вытачивали, а женщины и дети их «оживляли» - раскрашивали. Потом эти изделия продавались на ярмарке и, для крестьянской семьи это было дополнительным доходом.

Рисунки на посуде и игрушках были яркие, красивые, поднимали настроение и создавали атмосферу праздника, Это про них говорили : «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется» .

2. Основная часть.

Я предлагаю попробовать себя в роли мастеров - Полхов – майданской росписи .

Чем же выделяется данная роспись : в раскраске преобладают желтый, красный, зеленый и синий цвета. Рисунок имеет четкий черный контур. Изображаемые цветы, как правило : роза, мак, шиповник, георгин; они крупные и яркие уже распустившиеся или в стадии бутона.

Итак, приступим, расписываем матрешку .

1. Заготовляем конуры матрешек , в спадающей на плечи накидке, вместо сарафана на ней овальный передник.

2. Простым карандашом прорисовываем рисунок (мастера, прорисовывают его тушью) .




3. Если фон белый, рисунок закрашиваем желтым цветом (цвет накладывается на желтый фон) .


4. Красным цветом, мазками закрашиваем цветы, а зеленым листья (оставляем желтые пробелы) .



5. Пока сам рисунок сохнет, рисуем лицо (волосы, глаза, носик, ротик и щечки, раскрашиваем платок – накидку и нижнюю часть матрешки .



6. Обводим рисунок черным контуром («наводка» ).

Наша матрешка готова .


3. Рефлексорно - оценочная.

Рассматриваем рисунки .

Обсуждаем, что понравилось, что вызвало затруднение, вспоминаем что называется «наводкой» .





Публикации по теме:

«Мы веселые матрешки». Конспект занятия в рамках цикла «Знакомство с народными промыслами» (вторая младшая группа) «Мы веселые матрешки» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА «ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ» (вторая младшая группа). Цель Познакомить с самой.

Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно - эстетическое. Интеграция.

На неделю "Игры и игрушек" мы знакомились с народной игрушкой-Матрешкой. Детки с удовольствием играли-собирали и разбирали матрешку. Так.

Конспект игрового занятия по формированию столового этикета для детей 3–4 лет «День рождения Матрешки» (младшая группа) "День Рождения Матрешки" Программное содержание: -учить детей поэтапной сервировке стола; -развивать навыки аккуратности; -воспитывать бережное.

«Сарафан для матрешки». Конспект занятия по рисованию вторая младшая группа Конспект занятия по рисованию «Сарафан для матрешки» Воспитатель: Заиченко Е. Н. Для детей второй младшей группы Цель занятия: знакомство.

Полхов-Майданская роспись

(Полхов-Майдан)

История возникновения Полхов-Майданской росписи

Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" – слово старинное, означает "место собраний, сходов у казаков; станичный круг", а реку назвали "Полховка" (полыхать, гореть) потому что переселенцам приходилось расчищать берега под пашню, выжигая заросли и бурьян. Вот и получился – Полховский Майдан.

От названия села пошло и название знаменитого промысла – полховско-майданской росписи. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками – розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись . Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный – зелёный, жёлтый – синий и т.д.). Основные элементы – цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо.

Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла обычно делят на два типа: Первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); Второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками» , что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы.

Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое "белье", а женщины расписывали готовые изделия.

Так вот, в каждой семье, где исстари занимались этим промыслом, утверждали, что именно их «бабушки-дедушки» первыми начали расписывать тарарушки, но ни первых игрушек, ни документов, где бы они упоминались – не было…

Точно известно, что в 1916 г. крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич привез в село выжигательный аппарат. На игрушках стали выжигать рисунки. С выжиги в 1926 году перешли на «разделку» масляными красками. С 1933 года роспись игрушек в Полховском Майдане стала производиться уже не масляными, а спиртовыми (анилиновыми) красками. Предметы, окрашенные анилиновыми красителями, приобретали необычайную яркость, были очень эффектны.

Пример полховцам, очевидно, подали понемногу и загорцы, и семеновцы, и мериновцы, перенес это искусство на местную почву не один человек. Кому-то приглянулись матрешки; другому удалось узнать о крахмальной подкладке и более удобных спиртовых красках; третий нарисовал цветок шиповника; четвертый добавил к нему «яблочко»; пятый взял с «пукетовых» лент набор цветов; шестой вспомнил старинные набойки и, упростив, стилизовал цветок, как делали это народные художники двести-триста лет назад.

Сюжеты Полхов-Майданской росписи

В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.

Основные приемы Полхов-Майданской росписи

Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.

Основных красок всего четыре - синяя и зеленая , красная и желтая . Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом).

В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую - желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.

Роспись матрешек:

Лицо нарисовано условно и торопливо - смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками - небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук. И наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом - красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок - роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком-розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками - незабудками или маргаритками - по бокам.

Бесконтурная роспись

Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись . В ней выработался своеобразный стиль.

Легкие, с небольшим завихрением, группами расходящиеся от центра лепестки-лучи делают цветок похожим на василек. В середине цветка тычком нанесены тычинки и сердцевинка. Небольшие яблочки написаны теми же мазками-лучами, только идущими от стебля и сходящимися в замкнутый круг.

Второй вариант написания яблока - это две дуги, идущие от стебля и сходящиеся в круг, а внутри них также от стебля, примерно до середины мотива, написаны короткие мазки того же цвета.

Колорит бесконтурной росписи тот же - на золотистой поверхности естественного цвета древесины пишут малиновые цветы с желтой сердцевинкой и черными тычинками, малиновые яблоки и черные тонкие веточки с ярко-зелеными или голубыми перистыми листьями-травками и черными мелкими ягодками.

Композиции бесконтурной росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.

Разновидность бесконтурной росписи - роспись «под масло» или «под нитро» . Здесь по цветному - зеленому или малиновому - фону, окрашенному анилиновыми красками, пишут тушью черные цветы и пушистые ветки, а после лакировки наносят белой или какой-нибудь светлой масляной краской или нитрокраской тычками ягодки и простые соцветия. Иногда роспись полностью выполняют масляной краской или нитрокраской.

Пейзажная роспись - «домики»

Сначала мастерица точными движениями наносит контуры домика, ствола и оголенных ветвей деревьев, берега реки и силуэты птиц на ее белой глади. И вот получается холодный зимний пейзаж, кажется, что к этому ничего не надо добавлять, настолько убедительно в своей законченности выглядит этот графический рисунок. Но по традиции промысла рисунок должен превратиться в изображение красочного радостного летнего вечера. Мастерица берет краски, и розовыми или голубыми становятся стены домика, белые лебеди плывут по синей речке, изумрудной муравой покрывается лужок, листьями, цветами или плодами - кусты и деревья, вспыхивает алое зарево вечерней зари. Природа как бы оживает, подвластная руке художницы. И нет среди написанных за день пейзажей двух одинаковых, похожих друг на друга, в каждом изображении что-то новое, отличное от предыдущего.

В середине 70-х годов в ассортимент изделий промысла стали вводить довольно крупные формы, что способствовало укрупнению орнамента и усложнению композиций. Большие яркие пятна цветов стали плотно заполнять центральную часть расписываемой поверхности, их окружали крупные бутоны и листья. Фона в росписи почти не было видно, все просветы между основными декоративными пятнами были заполнены мелкими цветочками и ягодками.

Элементы и композиции Полхов-Майданской росписи


Цветы

Сложный цветок

Бутоны

Фрукты

Ягодки

Фрукты и ягоды

Букеты

Технология Полхов-Майданской росписи

Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

Эта роспись выполняется при помощи анилиновых красителей. Раньше на этом промысле изделия расписывались при помощи естественных красителей, которые готовились самими мастерами. Поскольку процесс приготовления этих красителей был трудоемким, им нашли замену.

Так как анилиновые красители обладают одним недостатком - они слишком быстро выгорают на свету, для росписи нередко используют синтетические красители - основные, кислотные, прямые, которыми также расписывают ткани.

При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши. Реже для росписи берут масляные краски или нитрокраски.

Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.

В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.

Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.

Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.

После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится также, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лучше всего лакировать изделие масляным лаком. Вместо масляного лака используют также пентафталевые лаки, которые наносят посредством распыления. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.

Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.

Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.

Для декорирования других деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Изделия с плоскими стенками украшают пейзажными зарисовками, которые могут представлять собой пейзажи с зарей на небе или маленькими домиками. При этом характерной чертой этой росписи является изображение домиков под кустиками, например земляничными, что придает росписи непосредственность.

Широко распространены и фигурные композиции. Они состоят из прямых и зигзагообразных линий, завитков, сцепленных в один ряд, точек. Иногда в фигурную роспись включают условные изображения листиков, ягод и цветов. Такую роспись обычно применяют при изготовлении чугунков, росписи сахарниц, пудрениц.

Полхов-Майданская роспись

История возникновения Полхов-Майданской росписи

Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" - слово старинное, означает "сборище людей", а реку назвали "Полховка" потому что всполошные (ссыльные) люди на ней поселились. Вот и получается: сборище на Полховке - Полховский Майдан.

От названия села пошло и название знаменитого промысла - полховско-майданской росписи. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками - розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись. Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный - зелёный, жёлтый - синий и т.д.). Основные элементы - цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо.

Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла обычно делят на два типа: Первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); Второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками» , что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы.

Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое "белье", а женщины расписывали готовые изделия.

Так вот, в каждой семье, где исстари занимались этим промыслом, утверждали, что именно их «бабушки-дедушки» первыми начали расписывать тарарушки, но ни первых игрушек, ни документов, где бы они упоминались - не было…

Точно известно, что в 1916 г. крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич привез в село выжигательный аппарат. На игрушках стали выжигать рисунки. С выжиги в 1926 году перешли на «разделку» масляными красками. С 1933 года роспись игрушек в Полховском Майдане стала производиться уже не масляными, а спиртовыми (анилиновыми) красками. Предметы, окрашенные анилиновыми красителями, приобретали необычайную яркость, были очень эффектны.

Пример полховцам, очевидно, подали понемногу и загорцы, и семеновцы, и мериновцы, перенес это искусство на местную почву не один человек. Кому-то приглянулись матрешки; другому удалось узнать о крахмальной подкладке и более удобных спиртовых красках; третий нарисовал цветок шиповника; четвертый добавил к нему «яблочко»; пятый взял с «пукетовых» лент набор цветов; шестой вспомнил старинные набойки и, упростив, стилизовал цветок, как делали это народные художники двести-триста лет назад.

Сюжеты Полхов-Майданской росписи

В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.



В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.



Основные приемы Полхов-Майданской росписи

Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.

Основных красок всего четыре - синяя и зеленая , красная и желтая . Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом).

В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.

Роспись матрешек:

Лицо нарисовано условно и торопливо — смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками — небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук. И наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом — красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок — роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком-розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками — незабудками или маргаритками — по бокам.

Бесконтурная роспись

Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись . В ней выработался своеобразный стиль.

Легкие, с небольшим завихрением, группами расходящиеся от центра лепестки-лучи делают цветок похожим на василек. В середине цветка тычком нанесены тычинки и сердцевинка. Небольшие яблочки написаны теми же мазками-лучами, только идущими от стебля и сходящимися в замкнутый круг.

Второй вариант написания яблока — это две дуги, идущие от стебля и сходящиеся в круг, а внутри них также от стебля, примерно до середины мотива, написаны короткие мазки того же цвета.

Колорит бесконтурной росписи тот же — на золотистой поверхности естественного цвета древесины пишут малиновые цветы с желтой сердцевинкой и черными тычинками, малиновые яблоки и черные тонкие веточки с ярко-зелеными или голубыми перистыми листьями-травками и черными мелкими ягодками.

Композиции бесконтурной росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.

Разновидность бесконтурной росписи — роспись «под масло» или «под нитро» . Здесь по цветному — зеленому или малиновому — фону, окрашенному анилиновыми красками, пишут тушью черные цветы и пушистые ветки, а после лакировки наносят белой или какой-нибудь светлой масляной краской или нитрокраской тычками ягодки и простые соцветия. Иногда роспись полностью выполняют масляной краской или нитрокраской.

Пейзажная роспись — «домики»

Сначала мастерица точными движениями наносит контуры домика, ствола и оголенных ветвей деревьев, берега реки и силуэты птиц на ее белой глади. И вот получается холодный зимний пейзаж, кажется, что к этому ничего не надо добавлять, настолько убедительно в своей законченности выглядит этот графический рисунок. Но по традиции промысла рисунок должен превратиться в изображение красочного радостного летнего вечера. Мастерица берет краски, и розовыми или голубыми становятся стены домика, белые лебеди плывут по синей речке, изумрудной муравой покрывается лужок, листьями, цветами или плодами — кусты и деревья, вспыхивает алое зарево вечерней зари. Природа как бы оживает, подвластная руке художницы. И нет среди написанных за день пейзажей двух одинаковых, похожих друг на друга, в каждом изображении что-то новое, отличное от предыдущего.

В середине 70-х годов в ассортимент изделий промысла стали вводить довольно крупные формы, что способствовало укрупнению орнамента и усложнению композиций. Большие яркие пятна цветов стали плотно заполнять центральную часть расписываемой поверхности, их окружали крупные бутоны и листья. Фона в росписи почти не было видно, все просветы между основными декоративными пятнами были заполнены мелкими цветочками и ягодками.

Элементы и композиции Полхов-Майданской росписи

Технология Полхов-Майданской росписи

Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

Эта роспись выполняется при помощи анилиновых красителей. Раньше на этом промысле изделия расписывались при помощи естественных красителей, которые готовились самими мастерами. Поскольку процесс приготовления этих красителей был трудоемким, им нашли замену.

Так как анилиновые красители обладают одним недостатком - они слишком быстро выгорают на свету, для росписи нередко используют синтетические красители - основные, кислотные, прямые, которыми также расписывают ткани.

При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши. Реже для росписи берут масляные краски или нитрокраски.

Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.

В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.

Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.

Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.

После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится также, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лучше всего лакировать изделие масляным лаком. Вместо масляного лака используют также пентафталевые лаки, которые наносят посредством распыления. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.

Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.

Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.

Для декорирования других деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Изделия с плоскими стенками украшают пейзажными зарисовками, которые могут представлять собой пейзажи с зарей на небе или маленькими домиками. При этом характерной чертой этой росписи является изображение домиков под кустиками, например земляничными, что придает росписи непосредственность.

Широко распространены и фигурные композиции. Они состоят из прямых и зигзагообразных линий, завитков, сцепленных в один ряд, точек. Иногда в фигурную роспись включают условные изображения листиков, ягод и цветов. Такую роспись обычно применяют при изготовлении чугунков, росписи сахарниц, пудрениц.

Полховский Майдан интересен тем, что стал одним из первых сел, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел. История Полх-Майдана - это история самой матрешки. В 1920-е годы местные мастера-токари, работавшие по дереву, - с XVIII века здесь делали деревянную посуду и игрушки - узнали о прибыльной идее из соседнего села Семенова: там разукрашенная кукла-укладка уже была поставлена на поток.
Семеновские токари, в свою очередь, привезли первую куклу из Сергиева Посада. В подмосковном городе статус матрешки был совершенно иной. Кукла была не просто детской игрушкой - новым направлением в искусстве, в котором экспериментировали художники, мечтавшие на рубеже XIX-XX веков возродить национальные традиции. Расписывать матрешку пробовали Врубель, Рерих и Васнецов. Теперь эти работы хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде. Но кто был автором первой матрешки - пока не может точно определить ни один искусствовед.

Некоторые версии о происхождении матрешки современные ученые и вовсе относят к мифам и легендам. Согласно самой правдоподобной из версий, матрешка была придумана по заказу московского мецената и коллекционера Анатолия Мамонтова, владельца художественной мастерской игрушек «Детское воспитание». Считается, что в 1896 году в одной из поездок в Европу, Мамонтов купил традиционную японскую куклу-укладку для своей коллекции и попросил художника Сергея Малютина сделать нечто подобное, только на русский манер. «Но чертежей или набросков работы Малютина не сохранилось, и уверенно утверждать его авторство мы не можем», - пояснила искусствовед и исследователь русской народной игрушки, директор Новгородского отделения Союза художников России Наталья Квач.

Роспись Ирины Лухмановой, одной из лучших мастериц села Полх-Майдан, отличается не только качеством, но и оригинальностью.

Так или иначе, матрешка попала в Полх-Майдан. И здесь, как и в нескольких других селах Нижегородской губернии, начался период ее расцвета в 1920-1930-е годы. Потомственные токари, мужчины-полховцы быстро делали так называемое белье - вытачивали кукол из липы, - а женщины научились раскрашивать игрушки по московским образцам, позднее выработав свой собственный - полхов-майданский - стиль. В те времена, когда все игрушки были деревянными, матрешка быстро стала популярной: за одну цену можно было купить сразу пять или семь куколок. В 1930 году в Полховском Майдане была основана артель «Красная Заря» - теперь матрешкой торговали не отдельно, каждой семьей, а централизованно, всем селом. 90-летняя Мария Петровна Саянова, одна из немногих полховских старожилов, вспоминает: в 13 лет, как почти все местные дети, бросила школу и устроилась работать в артель. «Сначала помогала сестре с наводкой (наводка - контуры рисунка на матрешке, наносятся карандашом или чернилами), потом сама стала лучше сестры красить», - рассказывает Мария Петровна.

Работники артели по производству матрешек «Красная заря», фотография 1936-го или 1937 года. На девушках традиционные сарафаны «китайки», которые и сегодня можно встретить в Полховском Майдане на праздничных гуляниях.

В советское время матрешек продолжали производить в артели, но, несмотря на запреты, индивидуальное предпринимательство в Полховском Майдане не исчезло. На поездах и с мешками, полными матрешек, майданы путешествовали по всей стране. И почти везде на деревянных кукол был спрос, который окупал штрафы и аресты милиции. Как ни удивительно, именно эта, купленная с рук на рынке, а не фабричная матрешка из нижегородского села, стала, наравне с семеновской, символом России. Полх-майданскую матрешку всегда отличали яркость и простота исполнения.