Упражнения про цели. Целеполагание. Работа с целями. Планирование и контроль (Тренинг) Приветствие на тренинге по целеполаганию

Конспект тренингового занятия по целеполаганию для обучающихся 8-11-х классов

Автор: Сухомлинова Татьяна Александровна, педагог-психолог ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»

Цель тренинга:
Развитие навыков целеполагания у обучающихся 8-11-х классов
Задачи тренинга:
Научить обучающихся определять характеристики верно поставленной цели
Научить обучающихся различать мечты, цели и конкретные шаги-действия
Научить обучающихся на практике применять принципы разбиения мечты на цели и цели на шаги-действия
Целевая аудитория:
Обучающиеся 8-11-х классов. Занятие возможно как с целым классом (25 человек), так и в малых группах (8-12 человек). Внеся небольшие модификации, занятие можно использовать в индивидуальной работе.
Материалы:
Бланк «Мечта – цели – действия» для каждого участника
Письменные принадлежности (ручка или карандаш) для каждого участника
Время: 40-45 минут

Шаг 1. Введение в тему «Целеполагание»
Время: 5 минут
Живая дискуссия с классом. Опорные вопросы для начала дискуссии:
Почему в нашей жизни важно ставить цели?
Согласны или нет? Для того чтобы быть хорошим лидером, нужно уметь ставить цели
Считаете ли Вы нужной традицию в Новый год формулировать и записывать свои цели на следующий год?

Шаг 2: Трансформация мечты в цели
Время: 10 минут
Разделите класс на 3 группы, каждой группе предложите в обсуждении сформулировать своё определение, отличительные признаки и 2-3 примера для понятий: «Фантазия», «Мечта», «Цель».
Дайте высказаться представителю от каждой группы

Шаг 3: Трансформация цели в шаги-действия
Время: 10 минут
Обсудите с учениками на примерах, как цель превращается в действия, которые, в свою очередь, легче или сложнее сделать. Действие, с которого сложно начать, попадает в Зону Высокого риска. Действие, совершить которое сложно, но можно – в Зону Низкого риска. Действие, совершение которого не представляется сложным, - в Зону Комфорта.
При наличии времени разделите класс на новые 3 группы и попросите привести примеры цели и необходимых для её достижения шагов-действий из разных зон риска.


Бланк «Мечта – цели – действия»

В основе предлагаемой программы лежат психотехники, заимствованные из различных источников*. Не случайно, что большинство этих источников имеет американское происхождение. Это понятно, если учесть центральную для американцев ценность - достижение успеха, огромную важность субъективного ощущения собственной власти над жизнью, над своей судьбой.
Мы живем в другой стране - и не только «восточнее», под влиянием другой религии, культуры, традиции, но и после десятилетий тоталитарного режима, при котором способность самостоятельно ставить перед собой собственные цели, была одной из самых ненужных. И все-таки такая способность нужна и нам, и многие наши соотечественники - особенно молодые - тоже хотели бы чувствовать себя хозяевами собственной судьбы, тоже стремятся к успеху, к определенному уровню достижения. Об этом говорят исследования социологов, проведенные в последние годы.
В предлагаемой программе использованы психотехники, не имеющие прямого отношения к содержанию целей, ценностей; они ориентированы на то, чтобы помочь человеку осознать то, к чему он стремится, придать этим целям реальную побудительную силу.

Программа развития временной перспективы.
Предлагаемая программа может быть использована как пособие для саморазвития юношей и девушек. И тогда психолог будет выступать в качестве инструктора, консультанта, советчика, который в зависимости от общего контекста деятельности может либо последовательно вводить отдельные фрагменты программы, либо дать их сразу, а затем по мере необходимости обсуждать с молодыми людьми отдельные упражнения, возникающие вопросы, трудности. Но возможна и коллективная форма работы, как развернутая во времени (например, занятия могут проводиться раз в неделю), так и в виде «марафона», т.е. интенсивного многочасового тренинга, рассчитанного на один - два дня.
Существенным элементом всех нижеизложенных психотехник является фиксация на бумаге того, что так или иначе проигрывается во внутреннем плане, - обычно это какие-либо записи, иногда рисунки, которые должны делать старшеклассники, Десятилетия назад существовала целая культура ведения дневников. По существу, психология юношеского возраста в начале века и брала свое начало в изучении этих дневниковых записей. Но анализируя их содержание, не всегда обращалось внимание на важное психологическое значение этого занятия.

*Мольц М. «Я - это Я, или Как стать счастливым». 1994; Рейнуотер Д. «Это в наших силах»,1992.

А ведь именно фиксация на бумаге мыслей, фантазий, планов на будущее придавала этому занятию огромную развивающую силу. Сейчас культура ведения дневников практически ушла, но, возможно, именно специальный психологический тренинг сможет в какой-то степени восполнить образовавшийся пробел.

На первом, предварительном, этапе работы психологу необходимо сформировать у юношей и девушек соответствующую мотивацию для последующих занятий. Как показывает опыт, краткий рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, далеко не всегда бывает достаточным. Часто молодые люди, в особенности юноши, для которых подобный тренинг более важен, чем для девушек, первоначально весьма скептически относятся к необходимости тратить время на подобную работу.
Длительность и конкретность этого этапа зависит, с одной стороны, от самого психолога, его персоначьных приемов, возможностей и способностей убеждать юношескую аудиторию, а с другой - от того, в контексте какой более широкой деятельности будет происходить этот тренинг. Будет он частью систематических занятий по психологии, типа школьных уроков или кружка, или фрагментов каких-то психотерапевтических - индивидуальных или групповых - занятий. Однако в любом случае вначале полезно просто дать старшеклассникам определенную информацию о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие, на первый взгляд кажущиеся эфемерными, образования, как жизненные цели, представления о будущем и т.п.
Подобная информация содержится, например, в книге Максуэла Мольца «Я -это Я, или Как стать счастливым» (M..I994). Знаменитая «психокибернетика» Мольца основывается на следующем тезисе: «Человеческий мозг и вся нервная система действует целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, «направленный на заданную цель механизм», как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как «механизм успеха» или «механизм неутач». в зависимости от того, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели», (с.21). Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни. «Человек - существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он, обычно, чувствует себя сравнительно счастливым» (с.98).
Почему концепция М. Мольца представляется особенно привлекательной для работы со старшеклассниками? Дело в том, что существует устойчивый стереотип, который связывает слова «цель», «план» со скучной, неинтересной и часто бесплодной работой по их достижению, когда, собрав всю свою волю и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен в поте лица реализовывать этот план или цель. Мольц настаивает на прямо противоположном, на том, что в действительности достигнуть цели можно, лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама.

Можно предложить такую физическую метафору. Попросите юношей и девушек встать, поставить ноги на ширину плеч, руки вытянуть вперед параллельно полу. Затем повернуться всем корпусом назад и зафиксировать взглядом то место на стене, до которого удалось повернуться. Вернуться в исходное положение. Закрыть глаза. Представить себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. А затем, открыв глаза, попробовать вновь повернуться. Сравнивая то место в пространстве, в котором вы теперь оказались, с мысленной отметкой на стене, зафиксировавшей ваш прежний поворот, можно наглядно убедиться в реальной силе воздействия поставленной перед собой цели.
Итак, задача первого этапа работы - показать старшеклассникам чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей, убедить их в том, что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические «инструменты», которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей.

Второй этап программы включает серию заданий, психотехник, которые имеют цель помочь юношам и девушкам ответить на, возможно, самый главный и самый трудный вопрос «Чего я хочу?», научить их формулировать свои цели, делать их действенными.
Итак, обратимся непосредственно к заданиям, которые необходимо выполнять последовательно.

1 .Инструкция к первому заданию такова:
Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких(!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь - так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.

Начните со списка того,
о чем вы мечтаете,
кем хотите стать,
каким хотите стать,
где жить,
чем заниматься,
что иметь.

Сосредоточьтесь и в течение 10-15 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга.
Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:
1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь;
2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, как на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;
3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились;
4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то сделает и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;
5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерб другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим.

Эта пять правил необходимо будет помнить и учитывать и при дальнейшей работе.
На данном этапе возможно использование - в качестве дополнительного - такого эффективного приема, как рисунок. Психолог может предложить старшеклассникам представить всю свою будущую жизнь как художественный фильм, в котором каждый из них играет главную роль, являясь одновременно и сценаристом, и режиссером, и директором картины. Каждый волен выбирать, о чем будет этот фильм, какие будут действовать в нем персонажи, где будут происходить события. Начать работу над этим фильмом следует с того, чтобы нарисовать на бумаге портрет героя будущего фильма, или, иными словами, автопортрет. Но это должен быть не портрет себя сегодняшнего, а портрет такого человека, каким хотелось бы стать. Такой эскиз к фильму можно сделать и в технике коллажа, используя белую и цветную бумагу, старые газеты и журналы и т.п. Достоинством рисунка является не только то, что он непосредственно задействует сенсорику, но и то, что для большинства старшеклассников рисование - далеко не привычное рутинное занятие (некоторые признаются, что не рисовали с детства), а эмоционально заразительное, сбивающее привычные стереотипы действие, позволяющее максимально «растормозиться», снять барьеры, дать волю воображению.

2.На следующем этапе
следует просмотреть составленный ранее список, и по нарисованному портрету определить, в какой временной сетке работает каждый участник тренинга.
Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему? Соответственно в первом случае подумайте о дальнейшей перспективе, а во втором - о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге и о последнем.

3.Теперь из всего
того, о чем вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. Выпишите эти четыре цели. А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличают просто интерес от субъективной необходимости, обязательности это достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, то вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле «почему» намного важнее, чем «как».

4. Когда составлен список из четырех главных, ключевых целей,
необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил, иными словами, уточнить
1) сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах, - (конкретна ли эта формулировка,
3) есть ли ясное представление о результате,
4) подконтрольно ли достижение этой цели вам лично и, наконец,
5) насколько сформулированная цель удовлетворяет этическим критериям. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления внести.

5. Цель этого упражнения
- составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга.
Опишите, что у вас уже есть, - это могут быть какие-то
черты характера,
друзья, которые вас поддержат и вам помогут,
финансовые ресурсы,
уровень вашего образования,
ваша энергия, наконец,
время, которым вы располагаете, и т.п.

Ведь перед каждой конструктивной работой - собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличие материалы и инструменты. Точно так же, для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.

6. Когда вы это сделали,
попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно? Это необязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Припомните 3-5 таких случаев. Запишите это, зафиксируйте на бумаге, что вы делали тогда, когда добились успеха, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще это была за ситуация, в которой вы чувствовали себя успешным?

7. А теперь
опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а может, напротив, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку, стать высокого о себе мнения. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.

8. Сформулируйте в нескольких тезисах,
что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь, прямо сейчас.
Что конкретно вам мешает?
Что вас ограничивает?
Возможно, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации.
Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, напротив, чрезмерно сосредоточены на чем-то одном и упускаете остальное?
Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится?
Вспомните, бывало ли раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе самый плохой исход какого-то дела и именно поэтому за него вообще не брались.
Наверное, у каждого человека есть способы ставить себе ограничения, свои личные, излюбленные стратегии, ведущие к поражению, но если мы это осознаем, то можем избавиться от этих ограничений.

9. На этом этапе
надо для каждой из четырех выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.
Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы сможете сделать по этому плану прямо сегодня. В конце концов, как говорит Д. Карнеги, все, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты можешь сделать только сегодня. Можно с этого и начать: подумав о цели, решить, что самое первое я должен сделать, чтобы ее достичь? В любом варианте вы должны составить пошаговый план достижения этой цели, который бы включал и сегодняшний день.
Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает сегодня иметь все то, к чему вы стремитесь (см. предыдущее упражнение). Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над, чем уже сейчас можно работать, чтобы это изменить. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей главной цели.
Итак, первый, очень важный шаг сделан. С помощью проведенных выше заданий каждый смог определить, чего же он хочет. Каждый описал как конечный результат, так и первые шаги к достижению желаемой цели; были определены, какие стороны личности того или иного конкретного человека помогают, а какие мешают ему достичь заветной цели.
Задача следующего шага - разработка собственно стратегии достижения успеха. На этом этапе можно воспользоваться некоторыми идеями нейролингвистического программирования Дж.Гриндера и Р.Бандлера, а именно попытаться смоделировать кого-то, кто уже достиг желаемой цели.

10. Психолог предлагает
каждому представить себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой он хотел бы преуспеть. Моделями могут служить как хорошо знакомые люди, так и просто люди известные, добившиеся необыкновенных успехов.
Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к успеху.
После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих троих - пятерых собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут. Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений. Пишите то первое, что придет вам в голову. Даже если вы не знаете этих людей, они могут стать прекрасными советчиками.

А теперь проделайте следующее полезное упражнение.
Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ясно. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите также внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые ее создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали. Создайте внутреннюю картину - что будет, если вы достигните этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего, вы уже сейчас ощутите себя по-другому, более уверенным в успехе, чем это было, когда вы впервые сформулировали вашу цель.

Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем предыдущую. Ясная внутренняя картина и переживание «потребного будущего» чрезвычайно важны.

11. В ходе этого упражнения следует
как можно более подробно и ярко мысленно представить себе свой идеальный день. Это полезно потому, что временная перспектива, состоящая просто из совокупности множества разных целей, намного менее действенна с точки зрения достижения этих целей, нежели такая временная перспектива, которая включает в себя некоторое целостное представление о том, что все эти цели вместе означают.
Для создания такой целостной картины участникам тренинга надо предложить нарисовать свой идеальный день. Каждый должен задуматься и отчетливо представить себе, кто в этот чудесный (желанный, идеальный) день находиться рядом с ним, чем заняты участники этой картины. Необходимо вообразить себе этот день в мельчайших подробностях, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем, что происходит, какие переживания имеют место вечером, перед самым сном. Представляя себе все это, каждый должен, взяв карандаш и бумагу, либо описать воображаемый идеальный день словами либо просто нарисовать соответствующую картину или картины.

12. В этом последнем упражнении надо
описать свое идеальное окружение. Акцентируйте значение места, не ставя себе при этом никаких ограничений.
Ощутите себя королем: там, где вы –
 в лесу,
 на берегу озера,
 в шикарном офисе или
 в своей квартире?

Что под рукой –
 компьютер,
 рояль,
 чашка кофе?

Какие люди вас окружают?

Полезно постоянно напоминать о том, что необходим четкий, ясный, сфокусированный сигнал, чтобы заработал механизм автоматического наведения на цель. Именно этим объясняется действенность вышеприведенных упражнений.
Опыт показывает, что сначала выполнять все эти упражнения довольно трудно, но потом это становится не только легче, но и занимательнее.

Конечно, проще просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо понимать, что в жизни всякий успех - результат тяжелого труда. Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план. И тут каждый волен выбирать. Всякому человеку полезно регулярно просматривать - опять же с карандашом и бумагой - свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в себе изменилось.
Иногда необходимо остановиться и подумать, а к тому ли я сегодняшний в действительности стремлюсь. Хорошо бы, конечно, для этого иметь специальную тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода.

Большинство современных людей активно пользуются интернетом. В этой «информационной сети» мы можем, с одной стороны, быстро и легко получить практически любую нужную нам для бизнеса информацию, а с другой стороны, надолго завязнуть в «интернетовской паутине», потерять много времени и так ничего толкового не найти.

От чего зависит результативность нахождения нужной и полезной информации в интернете?

Ответ простой: чтобы быстро найти необходимую информацию нужно ввести правильный поисковый запрос в поисковики Яндекс, Гугл и т.п. Другими словами «Правильный поисковый запрос-это правильно выставленная цель».

Точно также в Карьере и Бизнесе: от правильности поставленной цели зависит ее достижение не только каждым конкретным сотрудником, но и всей компании в целом.

Цели тренинга «Целеполагание. Как правильно ставить цели и легко достигать их с наименьшими затратами времени и Денег»:

  • задать правильное направление движения каждому сотруднику и всей команде;
  • научить планированию минимально-затратного и максимально-легко-достижимого пути к желаемым результатам;
  • создать высокую мотивацию к достижению намеченных краткосрочных и долгосрочных целей;
  • сформировать понимание зависимости между правильным целеполаганием, эффективным управлением временем и финансовым благополучием.

Зачем необходимо обучиться управленческому искусству «Целеполагание»?

Целеполагание - первичная фаза управления любым коммерческим предприятием, в которую входит постановка, как генеральной цели, так и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с миссией Компании, стратегическими установками и характером решаемых задач.

Целеполагание является основной функцией руководителей разного уровня.

Целеполагание-объединяющий стержень всех стадий управленческой работы: информационной, организационной, регулирующей, координирующей, контрольной.

Целеполагание - это начальная точка в любой человеческой деятельности.

И, пожалуй, самым главным аргументом в пользу прохождения этого тренинга является следующий подтвержденный наукой «Психология Управления» и реальной практикой факт: главный залог прибыльности и результативности любого коммерческого предприятия заключен в наличии стратегических и реально достижимых целей организации, а также в способности руководителей разного уровня к их постановке.

Результатом этого тренинга станут умения:

  • планировать рабочее время с учётом ближних и дальних целей,
  • находить минимально-затратные и максимально-выгодные пути достижения различных целей;
  • правильное формулирование целей так, чтобы легко и быстро достигать их.

Что получит Компания в результате проведения этого тренинга?

Увеличение производительности труда сотрудников без повышения зарплат и увеличения временного ресурса.

Умение правильно ставить цели – один из важнейших навыков по-настоящему успешного человека.

«Успешные сотрудники=Успешная Компания» — вот формула успеха Стива Джобса (основатель компании «Apple»).

Формы проведения тренинга : очный «Корпоративный» , онлайн «Корпоративный»,онлайн «Персональный».

Хотите узнать подробнее об онлайн-формате этого уникального тренинга?
Нажмите на кнопку «Онлайн-тренинг»:

Тренинг ведет Раздольская Анна -психолог, сертифицированный бизнес-тренер и коуч-консультант.

Посмотрите видео и познакомьтесь с Анной прямо сейчас:

Программа очного и онлайн-тренинга «Целеполагание.Как правильно ставить цели,чтобы легко и быстро достигать их?»

Тема 1.Устройство человеческого сознания:

  • Психология целеполагания
  • Магия числа «7»
  • Наведения порядка в Разуме с помощью Пирамиды Дилтса
  • Фильтрация целей: проверка на истинность.

Тема 2.От мечтаний к достижению целей:

  • Условия целеполагания
  • Конфликты целей
  • SMART-технология постановки целей
  • Правила визуализации целей

Тема 3.Принятие эффективных управленческих решений:

  • Принцип Парето
  • Матрица Эйзенхауера
  • Матрица сравнений

Тема 4.Планирование деятельности:

  • Чувство времени-базис планировании
  • Формула успеха за день
  • Стратегическое планирование

Тема 5. Как правильно объяснять и ставить задачи своим сотрудника.

Ролевые игры по конкретным целям, согласованных с заказчиком.

Внимание! Бонус!

Тема 6.Эффективный самоменеджмент:

  • Методы самонастроя на работу
  • Способы увеличения КПД временного ресурса, позволяющие за меньшее время получать лучшие результаты.

Тренинг целеполагания

Целевая аудитория: подростки, юноши, взрослые.

Цель: научить основам продуктивного целеполагания.

Задачи:

    Определение понятий цель и целеполагание.

    Обучение правильной постановке целей.

    Визуализация и осознание цели посредством методики «Лестница достижений».

    Определение основных жизненных целей и ценностей, расстановка приоритетов.

Оборудование: стикеры, листы формата А4 по количеству участников, маркеры, фломастеры.

Этапы

Время

Примечание

    Орг.

момент

Добрый день. Сегодня мы с вами коснемся одной из сторон нашей жизни, той стороны, которая направлена на будущее – это наши цели. Я уверена в том, что у каждого есть определенные цели в жизни. Но всегда ли мы их достигаем? Почему это происходит?

Именно сегодня мы займемся осознанием и постановкой наших целей.

Предупреждаю, что тренинг скорее направлен на осознание, погружение, нежели имеет развлекательный характер.

1 мин

2. Выделение основных понятий

Но для работы нам необходимо ближе познакомиться с такими понятиями как «цель и «целеполагание». Для того, чтобы четко понять, что такое «цель», давайте разберем еще два родственных понятия – это «желание» и «мечта».

    1 группа обсуждает и готовится ответить на вопрос: «Что такое желание?»

    2 группа: «Что такое мечта».

    И 3 группа: «Что такое цель?»

(обсуждение)

Т.о. мы определили, что низшей ступенью является желание, что-то сиюминутное, влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь. Затем идет мечта, уже что-то более обособленное, глобальное, но мы необязательно предпринимаем шаги для ее осуществления. И высшее понятие – цель – предвосхищение конкретного результата, который обособлен во времени, для достижения цели мы предпринимаем конкретные действия.

Что же влияет на достижение цели? Какие факторы?

Их можно разделить на внешние . Какие причины могут помешать достижению цели:

И внутренние . Какие причины могут лежать в самом человеке?

Как вы думаете, какой фактор является решающим: внутренний или внешний. Я вам даю время, а вы подумайте и составьте формулу в процентном соотношении: на сколько процентов зависит достижение цели от самого человека, а насколько от внешней среды?

10 мин

Разбиение участников на группы

Ответы групп

3. Упражнение – разминка, диагностика

У каждого их вас есть стикеры. Напишите на стикере свое имя и приклейте на пол в любое место.

Теперь возьмитесь встаньте и возьмитесь за руки. Вы свободно можете передвигаться по комнате, не расцепляя рук. Ваша задача в течение 2х минут хотя бы раз наступить на свой листочек. Один раз – это минимум.

    Есть ли те, кто ни разу не смог наступить на свой стикер? Почему это произошло?

    Итак, есть ли люди, которым удалось наступить на свой листочек больше 2х раз?

    Какими способами вы добились таких результатов?

    А кому было легче управлять людьми? Какими способами вы управляли людьми? Кому было легче следовать?

Это простое и незамысловатое упражнение имеет диагностический эффект, т.е. вы сейчас прекрасно продемонстрировали свое поведение при достижении каких-либо целей. Наступить на стикер – это была своего рода небольшая цель. Кто-то приклеил стикер около своего места, кто-то решил рискнуть и приклеил далеко. Тем самым мы можем видеть, что одни люди ставят передл собой маленькие цели, это происходит либо от неуверенности в себе, неготовности на продолжительную и интенсивную работу, либо таким людям проще ставить маленькие цели и потихоньку приходить к нужному результату. А люди, которые не приклеили стикеры далеко, не боятся ставить глобальных, долгосрочных целей. Я не думаю, что один из вариантов лучше.а другой хуже, лучше тогда, когда вы выбирает стратегию. Которая вам подходит. Задумайтесь над тем, может зря вы ставите столь отдаленные цели или же наоборот, столь маленькие, вдруг вы можете гораздо больше?

9 мин

Раздача стикеров

Деление на 2 группы

Постановка цели

А сейчас мы с вами постараемся сформулировать одну цель, над которой будем работать на протяжении всего тренинга. Подумайте, какую цель вы бы хотели достичь, желательно, чтобы ее реализация была выполнена в течение одного года.

Перед тем как ее записать, пройдемся по основным правилам постановки цели.

Правильная постановка цели – это фундамент нашего сооружения под названием «Достичь цель». Фундамент будет прочный, поэтому будет состоять из кирпичей.

Кирпич № 1. Позитивная утвердительная формулировка. Например, вместо «не хочу жить с родителями» надо «хочу жить отдельно от родителей». Ум не воспринимает негативно заявленные цели. Психологи давно заметили, что наш мозг не воспринимает частицу «Не».

Кирпич № 2. Цель должна быть конкретной, измеримой. Конкретизируйте свою цель, чтобы желаемый результат был четким, понятным не только вам, но и окружающим. Как вы узнаете, что цель достигнута? Какой конкретно результат? Как он выглядит?

Кирпич № 3. Цель должна иметь конкретный срок завершения. Мы склонны получать все и сразу. Цели с такими нереальными сроками обычно не выполняются. Срок должен быть конкретный, т.е. не «через 5 лет», а «1 января 2016 года».

Кирпич № 4. Необходимо учесть экологичность и последствия. Какие могут быть негативные последствия для вас, если вы достигнете эту цель? Допустим, вы поставили себе цель накопить 10 тысяч к сенятбрю 2014 на планшет. Для этого вам необходимо устроиться на работу. Но достижение этой цели может помешать другим вашим целям н-р, хорошо учиться или больше помогать маме. Расставьте приоритеты. Стоит ли планшет вашей плохой учебы?

Кирпич № 5. Цель согласована с ценностями и убеждениями. Цели, которые согласованы с ценностями, выполняются гораздо легче и быстрее. Можно внести изменения только в формулировку цели, и это уже будет совсем другая цель, которая выполнится гораздо эффективнее.

Кирпич № 6. Цель должна быть достижимой. Убедитесь в достижимости цели хотя бы теоретически. Если чувствуется, что цель слишком сложна, но все-таки вы ее хотите - просто поставьте срок достижения чуть больше. Либо ищите другие, реальные ресурсы, которые можно использовать для достижения цели в тот срок, который вы поставили.

А теперь, следуя этим правилам сформулируйте свою цель и запишите на листочке.

5 мин

На стену вывешиваются «кирпичики» с надписями.

Визуализация и осознание цели

«Лестница достижений»

А теперь перейдем к визуализации нашей цели. Визуализировать – это представить в рисуночном, графическом варианте нашу цель на листе.

    Нарисуйте лесенку, состоящую из 6 ступенек. Нижняя ступенька обозначает состояние, когда ваша цель абсолютно не достигнута. Верхняя – когда она осуществлена полностью.

    Запишите 2-3 признака на первой ступеньке, обозначающих особенности ситуации, когда ваша цель не достигнута. А теперь, напишите на верхней ступеньке, 2-3 признака, по которым вы можете определить, судить, что цель достигнута полностью.

    Подумайте, на какой ступеньке достижений вы находитесь сейчас. Обозначьте эту позицию и запишите 2-3 ее главных характеристики. Важно записывать, не то, что вы делаете для достижения цели, а что уже конкретно сделали.

    А теперь главный вопрос: что конкретно вам нужно сделать, чтобы подняться на ступеньку выше и выше? Запишите. Это будут ваши задачи для достижения цели.

    Когда конкретно каждый из вас сделает то, чтобы приблизиться к цели на одну ступеньку.

Помогли ли данная методика прояснить вашу цель? Увидели ли вы цель новыми глазами?

А есть те, кто посмотрел на то, что нужно сделать, что вам для этого потребуется, и решил, что цель не стоит таких затрат?

Есть ли желающие, кто бы хотел рассказать, какую цель они поставили и какие действия запланировали для ее достижения?

10 мин

Психолог рисует лестницу

Рассказ участников тренинга

Упражнение «До черты»

Итак, я кладу это предмет на пол. Ваша цель – отойти от этого предмета на 5 метров и с закрытыми глазами двигаться по направлению к этому предмету и остановиться тогда, когда с вашей точки зрения, вы будете максимально близко находится к предмету, но ни в коем случае не переступите его. Предлагаю выполнять задание по 2 человека.

Обсуждение: Чем вы руководствовались при принятии решения, в какой именно момент остановиться?

Осторожные люди, останавливающиеся заранее, имеют мало шансов на победу, а те, кто идет далеко, действуют по принципу «или победить, или проиграть». В каких ситуациях целесообразно использовать один из двух принципов?

10 мин

Психолог кладет предмет на пол

Упражнение

«Вам осталось жить»

Представьте, что вам осталось жить 20 лет и напишите, что вы хотите успеть за это время – создать семью, родить двоих детей, побывать в 33-х странах, выучить английский через Скайп, получить второе высшее, и т.д. Цели должны быть конкретными.

    Теперь посмотрите на этот список и ответьте себе на вопрос: «Что бы я сделал, если бы мне оставалось жить 15 лет?». Скорее всего, что-то из списка придется вычеркнуть – сделайте это.

    И, наконец, вам остается 5 лет – что вы будете делать? Может быть, это несколько пунктов из первоначального списка, а, может, что-то совсем другое?

Обсуждение: В процессе этого упражнения вы сможете четче определить свои цели и сроки их выполнения, особенно в долгосрочном периоде.

10 мин

Раздаются листочки

Упражнение «Через три года»

У каждого из нас есть в жизни проблемы, какие-то требуют немедленного решения, какие-то мы откладываем и лишь усугубляем. Я вам предлагаю одно упражнение, которое позволит взглянуть на нерешенные дела по-другому, шире. А также определить, что вам действительно важно.

Итак, составьте список наиболее важных дел в данный период жизни, над решение которых вы сейчас работаете (3-5 пунктов).

А теперь я вас прошу разделиться на пары. Лучше, если вашей парой будет мало знакомы для вас человек.

А теперь представьте, что вы стали старше на 3 года. Подумайте об этих проблемах «задним числом», будто уже прошло 3 года.

    Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?

    Как она влияет на вашу жизнь теперь, по прошествии 3 лет?

    Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, то как бы вы стали ее решать?

Обсуждение: По-другому ли вы стили смотреть на проблемы, перенесясь на 3 года вперед? Какой вывод вы сделали после упражнение и беседы с напарником?

Итак, психологами установлено, что мы достигаем 80 % успеха, затрачивая на все это 20% усилий, а оставшиеся 80% усилий обеспечивают лишь 20% достижений. Мысленный «взгляд из будущего» помогает понять, какие же наши дела относятся к наиболее важным, обеспечивающим 80% жизненного успеха.

10 мин

Участникам раздаются листочки

Рефлексия

Чем помогают такие упражнения в целеполагании? Понимая, что для вас важнее всего в жизни, что вы хотите успеть сделать во что бы то ни стало, вы учитесь отсекать лишнее, и ставить во главу угла то, что для вас наиболее значимо. Вы не будете ставить себе цели, которые ни прямо, ни косвенно, не ведут вас к большим целям, которые вы увидите в своем будущем. Очень важно периодически (хотя бы раз в год) проверять себя заново, не изменились ли ваши цели, ведь человек – это процесс, в котором постоянно происходят изменения.

Посмотрите на рисунок, здесь изображены круги Эйлера. Подумайте и оцените прошедший тренинг по 3 критериям, которые написаны внутри круга. Критерий «Интерес» означает, что вам на тренинге было интересно. Нескучно. Критерий «Осознание» означает, что у вас появилось новое видение своих целей, своей жизни и того, что вы вообще хотите реализовать. Критерий «Результат» означает насколько полезной стал тренинг для вас, считаете ли вы подобные упражнения действенными и нужными, помогут ли они вам в дальнейшей жизни.

Поставьте плюс на пересечении тех критериев, которые, как вы считаете, были достигнуты лично вами. Если же тренинг не дал ни одного из результатов, то поставьте плюс за границами кругов.

Спасибо за работу и оценку!

5 мин

Вывешивается наглядность, на котором изображены круги Эйлера с надписью «Интерес», «Осознание», «Результат».

На сегодняшний день обучающиеся сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у обучающихся. В ходе работы мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.

Целью данного занятия является обучение студентов навыкам целеполагания и планирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповое занятие с элементами тренинга на тему

«Формирование навыков целеполагания» для обучающихся 16-17 лет.

Если ты не знаешь, какая твоя гавань, никакой ветер не будет тебе попутным. (Сенека)

Обоснование

На сегодняшний день обучающиеся сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у обучающихся. В ходе работы мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.

Целью данного занятия является обучение студентов навыкам целеполагания и планирования.

В ходе занятия будут решены следующие задачи:

  1. Актуализация и структурирование учебных и профессиональных целей обучающихся;
  2. Обучение навыкам постановки целей.

Занятие проходит в тренинговой форме, рассчитано на 2 часа. Рекомендуется проводить с обучающимися в группах по 10-15 человек.

Ход занятия.

В жизни человека представления о близком и далеком будущем играют такую же важную роль, какую проложенный штурманом на карте курс играет в движении морского судна или самолета. Будет ли судно натыкаться на неожиданные мели, забредать в непредусмотренные гавани или нет, зависит от четкости, ясности выбранной цели и подробности и обоснованности плана ее достижения.

Тому как научиться правильно ставить цели и находить пути их достижения посвящено наше занятие.

Упражнение 1. Правила поведения в тренинге.

  1. Здесь и сейчас.
  2. Конфиденциальность.
  3. Безоценочность.
  4. Активность.

Упражнение 2. Знакомство.

Каждый из участников по кругу называет свое имя и одну, самую важную и хорошую, на его взгляд, черту своего характера.

Упражнение 3. «Счет»

Ведущий дает команду «Начали», участники должны считать по порядку от единицы по очереди, так, чтобы одно число говорил один человек. Нельзя считать друг за другом также, как сидят участники. Как только два человека одновременно скажут одно число, счет начинается сначала.

Можно поставить группе определенный предел, до которого они должны досчитать, а можно поставить вопрос – до какого числа они смогут досчитать.

Вывод: «Когда вы работаете в группе, очень важно, когда вы умеете слушать друг друга и чувствуете друг друга. Этому учит данное упражнение»

Данное упражнение направлено на повышение сплоченности группы.

Итак. Перейдем к самой теме нашего занятия. Как мы уже говорили, цель играет в жизни человека решающую роль.

Что такое цель?

Цель – это образ желаемого результата.

Цель – это специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличии от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Большая цель достижима.

Мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что ему делать и куда идти. И даже собрался заплакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, влез на большое дерево и увидел свой путь.

Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть – это наша большая цель. Но она должна быть действительно большой, как это дерево. А значит, лежать за пределами жизни. Большая цель – это цель, к которой можно придти.

Самый важный шаг – постановка целей. Если вам удастся сосредоточиться на цели, гораздо легче отыскать пути к ее достижению. Это важно как в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более.

Существует два вида целей:

  • Глобальные цели, то есть те, которые вы рассчитываете достичь через продолжительный период времени.
  • Текущие цели, то есть те, для достижения которых вы принимаете конкретные решения.

Упражнение 4. «Мечты»

Начнем с мечты. Все, сидя в кругу, закрывают глаза и пытаются, прислушиваясь к своим желаниям, представить свое профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение. Дается 2 минуты.

Инструкция: «Давайте помечтаем. Представьте свое профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение»

Затем каждый участник группы делится своими впечатлениями. Тренер обобщает сказанное. Говорит о том, что у каждого участника есть своя мечта. Цель, которую предстоит достичь.

Текст : «Вспомним соотношение мечты и цели. - Цель – это специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как же сделать свою мечту целью или хотя бы приблизить ее к реальности, увидеть возможность ее осуществления?»

«Давайте начнем с того, что определим для себя, чего же мы хотим. Итак, чего же вы хотите»

Упражнение 5. Конкретизация желаемого.

Участникам предлагается дописать предложения.

Я хочу………………………………...……………………………………………

Я хочу……………………………...или…………………………………………..

Я хочу……………………...………, но………………………….……………….

Я хочу ……………………………… и…………………………………………...

Если я хочу…………………..……, то…………………………..………………

Когда я хочу……………..………, тогда…………………………….…………..

Поскольку я хочу………….…., постольку………………………………...……

Упражнение 6. Постановка цели.

Выберите цель.

Чего конкретно вы хотите?

Цель должна быть:

  1. Сформулирована положительно (без отрицания).

Пр: «Мне надоел этот город, дайте мне билет из этого города».

ПР: «Я не хочу обижаться на других людей» – «А чего вы хотите?»

  1. Определена точно и конкретно, включена в контекст.

Пр: «Я хочу быть профессионалом» – «Что это значит? В какой области? Когда, к какому периоду вашей жизни? Где? С кем? Когда? Что при этом чувствовать?»

  1. Результат должен быть сенсорно представим.

Если я хочу чего-то, о чем не имею представления, я просто не знаю, получится это у меня или нет.

Пр: «Что это значит – быть профессионалом? Как это чувствуется, когда то чего я хотел, у меня есть? Как Вы почувствуете, что вы достигли цели?»

Люди имеют три доказательства того, как они движутся по направлению к цели:

  1. Когда больно – туда не надо, я удаляюсь от цели.
  2. Когда скучно – я стою на месте.
  3. Когда комфорт, радость – я в правильном направлении. Ловите в себе эти моменты. Стало скучно – «О, а где же моя цель, а чего я хочу, а как я себе это представляю?»
  1. Может быть достигнута Вами, результат должен зависеть только от Вас.

Пр: «Я хочу, чтобы мои коллеги меня уважали.» – «Как вы хотите чувствовать их уважение? Что Вы можете сделать для этого?»

  1. Реалистична.

Полезно определить цель цели. Когда Вы поймете свои намерения и сосредоточитесь непосредственно на них, вы сможете найти много способов достижения цели, находящейся на более высоком уровне.

Пр: « Хочу быть актрисой, банкиром». – « А что было бы по-другому, если бы Вы были актрисой?»

  1. Экологичность, протяжка во времени.

Пр: «Хочу ограбить банк» – «А что будет потом?» «Хочу уехать»

Тогда результат либо станет действительно значимым, либо поблекнет.

  1. Должны учитываться вторичные выгоды.

Есть выгоды, которые мы хотим получить, а есть и те выгоды, которые дает нам настоящая ситуация – то, что есть у нас сейчас и чего не хотелось бы терять.

Пр: «Хочу поступить в техникум» - «А что есть хорошего в настоящей ситуации, чего можно лишиться, если ситуация изменится? Что хорошего есть сейчас, чего не хотелось бы терять?»

Вывод: Когда цель соответствует всем выше перечисленным правилам, тогда мы можем смело добиваться ее осуществления.

Упражнение 7. Распределение целей во времени.

Упражнение 8. «Встреча через 10 лет»

Все участники делятся на пары. Тренер говорит: «Давайте переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в ….. году. В вашей жизни многое изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Приехали в свой город, где вы учились в школе. Идете по улице и встречаете одноклассника. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, чем занимаетесь. Вам дается 5 минут».

Когда беседа закончена, все садятся по кругу и представляют каждого участника всей группе. Обсуждение.

Упражнение 9. «Благодарности»

Каждый участник по кругу говорит свои впечатления от проделанной работы и благодарность за работу соседу и всей группе.

Дополнительные упражнения:

Для работы с ситуацией, где происходит застревание.

Работа в парах. Один человек выбирает какую-то ситуацию, где он застревает. Другой задает вопросы:

  • А если бы ты это сделал, то что бы это тебе дало? (так до достижения цели более высокого размера)
  • А что сейчас мешает начать делать это? – Найти три препятствия. Превратить их в цели. – А каким может быть решение по поводу этих препятствий? (Так до самого первого шага, который будет приемлемым)

Шаги вверх мотивируют. Шаги вниз конкретизируют.

Какая Ваша цель?

Как Вы определите, что достигли того, чего хотите?

Что может помочь вам достичь Вашей цели наиболее быстро?

Какие ресурсы Вам нужны?

Чему можно научиться благодаря этому делу?

Конкретный план.

  1. Ресурсы.

Предполагается, что внутри каждого человека есть все необходимое для того, чтобы учиться и достигать успеха. Главное научиться получать доступ к своим внутренним ресурсам.

  • Какой жизненный опыт, какие способности, знания и т. п. уже есть у Вас?
  • Есть много способов делать что-то конкретное. Что из этого Вы уже умеете делать?
  • Какие еще знания, навыки Вам нужны?
  1. Конкретные шаги.
  • Как конкретно Вы достигните этой цели?
  • Какой будет первый шаг?
  • Когда Вы его сделаете?
  • Какой будет следующий шаг?
  • Как Вы будете продолжать этот процесс, пока не достигните успеха?

3. Использование обратной связи.

  • Как Вы узнаете, что вы достигли своей цели? Что Вы увидите? Услышите? Почувствуете?
  • Как Вы узнаете, что Вы движетесь к своей цели? («Горячо -холодно» – если то, что Вы делаете не приводит Вас к желаемому результату, сделайте что-нибудь другое.)
  1. Простройка в будущее

Подписи к слайдам:

Формирование навыков целеполагания.

Если ты не знаешь, какая твоя гавань, никакой ветер не будет тебе попутным. (Сенека) Что такое цель? Цель-это образ желаемого результата Цель- это специально проработанная, подготовленная к исполнению мечта. Цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но конкретной, детальной измеримой, определена во времени, обязательна для достижения.

Большая цель достижима. Мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что ему делать и куда идти. И даже собрался заплакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, влез на большое дерево и увидел свой путь. Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть – это наша большая цель. Большая цель – это цель, к которой можно придти.

Существует 2 вида целей: Глобальные (которые вы рассчитываете достичь через продолжительный период времени). Текущие (для достижения которых вы принимаете конкретные решения).

Упражнение «Мечты». «Давайте помечтаем. Представьте свое профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение»

Упражнение «Конкретизация желаемого» Определите для себя, чего же вы хотите. Допишите предложения. Я хочу………………………………...……………. Я хочу……………………………...или………… Я хочу……………………...………, но……….. Я хочу ……………………………… и…………… Если я хочу…………………..……, то………

Упражнение «Постановка цели» Сформулирована положительно (без отрицания). Определена точно и конкретно, включена в контекст. Результат должен быть сенсорно представим. Может быть достигнута Вами, результат должен зависеть только от Вас. Реалистична. Экологичность, протяжка во времени. Должны учитываться вторичные выгоды. Вывод: Когда цель соответствует всем выше перечисленным правилам, тогда мы можем смело добиваться ее осуществления.

Упражнение «Распределение целей во времени» Мои жизненные цели (долгосрочные) Цели на ближайшие три года Цели на полгода

Конкретный план. 1. Какова ваша цель (Профессиональная) 2. Ресурсы 3. Конкретные шаги А) Б) В) 4. Использование обратной связи (как вы узнаете, что достигли своей цели). 5. Простройка в будущее.