Дмитрий каменщик и его женщины. Миллиарды Домодедово: как устроен бизнес Дмитрия Каменщика. Основные вехи развития бизнеса

Окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, социологический факультет, экономическая социология. Кандидат экономических наук.


Родился в Свердловске (Екатеринбурге, Россия), проходил срочную службу в рядах Советской армии.

Окончил Московский университет им. М.В.Ломоносова (социологический факультет, специализация – экономическая социология), кандидат экономических наук.

С 1990-х г.г. начал заниматься бизнесом в сфере авиаперевозок.

Увлекается спортом: боевое искусство шанги, пилотирование реактивных самолетов, дайвинг, кайтинг, горные лыжи.

Бизнес

В 1993г. Дмитрий Каменщик начал сотрудничество с аэропортом Домодедово, а в 1998г. возглавил его. Аэропорт стал первым частным в России; объекты аэродромного комплекса, находящиеся в собственности государства, оформлены в аренду.

Внедренная Каменщиком система управления привела к тому, что с 2005 года Домодедово является лидером в России по пассажиропотоку, а в 2011 г. он вошел в категорию крупнейших европейских аэропортов.

Форма собственности Домодедово долгое время оставалась предметом обсуждения. Информация о том, что Дмитрий Каменщик является единственным бенефициаром компании DME Limited, владеющей аэропортом Домодедово, попала в СМИ в процессе подготовки аэропорта к IPO в мае 2011 г. Однако, выход на

В 2013 г. государство активизировало работу по развитию Московского авиаузла, обозначив условия инвестирования: участники проектов находятся в российской юрисдикции с известными бенефициарами. Аэропорт подтвердил согласие со справедливостью таких условий и официально сообщил, что «предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик».

С момента перехода в частное управление аэропорт многократно подвергался проверкам со стороны государственных органов. Кроме того с 2004 по 2009 г.г. - продолжались арбитражные споры, инициированные Росимуществом. Например, агентство требовало признать недействительным договор аренды аэродромной инфраструктуры. Однако, Президиум Высшего Арбитражного Суда (ВАС) утвердил мировое соглашение, прекратив производство по делу. Также Росимуществом был предъявлен иск об изъятии в пользу государства здания аэровокзала и многих других объек

тов недвижимости. 30.09.2008 Президиум ВАС отклонил иск Росимущества, указав, что права собственности на аэровокзальный комплекс приобретены в соответствии с законом.

После теракта в Домодедово 24 января 2011 г. аэропорт подвергался острой критике и очередной серии проверок, но по итогам продолжительных разбирательств претензии к менеджменту аэропорта были признаны необоснованными.

Оценка состояния

Если проанализировать открытые данные о сделках по приобретению контрольных пакетов аэропортов за последние 3 года (Толмачево – 2011г., Эдинбург – 2012г., Стэнстед – 2013г.), можно отметить, что средний мультипликатор EV/LTM EBITDA составил х17,2. Применение этого показателя к Домодедово дает оценочную стоимость аэропорта в размере около 7,5 млрд. долларов США.

Вероятно, 16 000 га земли, окружающих аэропорт, также принадлежат юридическим лицам, аффилированным с Домодедово. Рыночная стоимость сотки земли в близлежащих к аэропорту районах варьируется от 350 до 9000 долларов США, в зависимости от функционального назначения.

О каких-либо других бизнесах, контролируемых Дмитрием Каменщиком в России или за ее пределами, нигде не упоминается.

Кто-то приходит в бизнес, пройдя тяжелый путь от рабочего до топ-менеджера, кому-то улыбнулась удача, а некоторые зарабатывали свои миллионы долларов в лихих 90-х годах состоя в криминальных структурах. О некоторых миллиардерах известно практически все, а другие тщательно скрывают данные о своей жизни. Наш сегодняшний герой – Каменщик Дмитрий Владимирович, и в этой статье мы рассмотрим, какой он человек, как строил свой бизнес в «Домодедово» и чем занимается в свободное время.

Каменщик Дмитрий Владимирович родился в Екатеринбурге (в советские времена – Свердловск) 26 апреля 1968 году. Родители будущего бизнесмена познакомились еще, будучи студентами Уральского политеха. Мать работала на секретном карто-геодезическом предприятии, а отец в «Уралгипротрансе». В школе Дмитрий учился хорошо и состоял в Свердловском отряде «Каравелла», основанном детским писателем Владиславом Крапивиным. Среди выпускников «Каравеллы» много сотрудников ФСБ, военных, занимающих высокие посты, и знаменитых людей. Намного позже бизнесмен, скажет, что пребывание в отряде положительным образом сказалось на становлении его характера.

После выпуска из свердловской школы №104 Каменщик едет в Москву, где поступает в МЭИ на факультет энергофизики. В такой семье выбор профессии был предопределен. Отучившись всего один курс, Дмитрий в 1986 году призывается на службу в армию. Демобилизовавшись в 1988 году, он недолго проработал в комитете по телерадиовещанию Свердловска.

Каменщик Дмитрий Владимирович

Образование

В 1990 году Дмитрий Владимирович решает все же получить высшее образование и поступает в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет философии, но спустя некоторое время прерывает свое обучение и берет академотпуск. Завершить учебу и получить диплом Каменщик смог только в 2000 году, правда, уже на социологическом факультете и по специальности экономическая социология. Еще через 3 года он успешно защищает кандидатскую диссертацию и ему присваивается степень кандидата экономических наук.

Карьерный рост

Сразу стоит сказать, что свое состояние Каменщик заработал не на природных ресурсах, как большинство российских миллиардеров, а в транспортной сфере. Согласно официальной биографии свой путь в большой бизнес Дмитрий Владимирович начал в 23 года еще во время учебы в институте, для чего ему пришлось временно прервать получение образования. Он познакомился с Антоном Баковым, владельцем турфирмы «Малахит», который создает филиал в столице, обслуживающий польских туристов и занимающийся их перевозкой в Москву или обеспечивая транзит в Индию.

В это московское отделение фирмы Баков приглашает руководителем Дмитрия Каменщика, с которым как оказалось, они учились в одной школе.

Спустя два года основывается фирма «Ист Лайн», профилированная на сопровождение и авиаперевозку различных грузов, в основном из Китая. После получения аэропортом «Домодедово» статуса международного, фирма арендует самолеты, налаживает контакты и организовывает пассажирские и грузовые чартерные рейсы в Польшу и Пекин. Случались в работе компании и нарушения. В Китае арендованные воздушные суда загружались настолько, что летчикам было затруднительно пробраться в кабину, большое количество ввозимых товаров не декларировались или допускались махинации с указанием реального веса, что было характерно для любого бизнеса того времени. Однако, практически все средства, заработанные на подобных грузоперевозках, вкладывались в развитие инфраструктуры предприятия.

В 1993 году на базе «Домодедово» создается несколько фирм, занимающихся предоставлением определенных услуг аэропорту. Также организовывается СП, которое объединило «Ист Лайн» и «Домодедово» и стало заниматься вложениями в модернизацию грузового терминала аэропорта.

Благодаря вложениям в терминал совместное предприятие смогло взять на себя прием основного потока грузов, которые ввозили в Россию «челноки». Постепенно компания завоевывает лидирующие позиции. В 1994 году Дмитрий Владимирович назначается на пост гендиректора, а спустя год он уже возглавляет руководство «Ист Лайн». Через несколько лет практически вся обширная инфраструктура «Домодедово», переходит в собственность Каменщика и его партнеров на условиях 75-летней аренды. В 1998 году Дмитрий Владимирович принимает на себя полное руководство аэропортом «Домодедово».

Система управления, которую внедрил Каменщик у себя в компании, позволила выбиться предприятию на первое место по пассажирским перевозкам в России, а в 2011 году стать одним из крупнейших аэропортов в Европе. Как сообщали в новостях, бизнесмену удалось провести его реконструкцию, не останавливая работу предприятия ни на минуту.

В 2002 году успешный российский бизнесмен Каменщик принимает решение заняться машиностроением. Главная цель – снижения уровня дефицита электропоездов. Поэтому Дмитрий Владимирович покупает практически 99% акций «Демиховского машиностроительного завода», а позднее он становится собственником «Октябрьского электровагоноремонтного завода» и «Центросвар». Однако машиностроительное направление в 2004 году продается.

В том же 2004 году Росимущество открывает дело по оспариванию приватизации «Домодедово», однако спустя несколько лет Высший арбитражный суд РФ прекращает производство по данному делу.

Через восемь лет, после открытия дела, многочисленных проверок и судебных тяжб, Росимущество полностью отказывается от претензий к холдингу Каменщика, но при этом стоимость арены увеличивается в четыре раза.

В 2011 году правоохранительные органы предпринимали попытки выяснить истинного собственника «Домодедово». Миллиардер при этом называл себя не владельцем, а лишь руководителем аэропорта и подтверждал это утверждение контрактом с компанией Airport Management Company Ltd. Однако, при подготовке документации для размещения акций на Лондонской фондовой бирже, на ее официальном сайте было указано, что конечным владельцем «Домодедово» является все же Дмитрий Владимирович Каменщик. Спустя два года бизнесмен официально объявляется единственным собственником, бенефициаром и председателем совета директоров «Домодедово». Сокрытие имен настоящих владельцев Каменщик назвал защитной мерой от различных рейдерских захватов.

В биографии Каменщика имеется период и политической деятельности. В период 2000-2004 гг. бизнесмен входил с Совет по предпринимательству при Правительстве РФ, а также занимал должность советника губернатора МО и председателя Госдумы России.

Материальное благополучие

По последним данным основной капитал Дмитрия Каменщика составляет группа DME – холдинг, в который входит 23 компании с различными направлениями деятельности. Базой холдинга является компания «Аэротрополис» и аэропорт «Домодедово». Группа DME включает в себя различные ТРЦ, гостинично-отельные комплексы, транспортные узлы и бизнес-застройки. Также миллиардер является собственником земельного участка 23 000 га в Домодедовском районе, что по площади составляет четвертую часть территории Москвы в пределах МКАД. Каменщик сейчас живет в особняке площадью 1 675 м 2 , расположенным в Одинцово. Достоверных данных о том, что бизнесмен владеет недвижимостью за рубежом и яхтами, нет.

Согласно престижному рейтингу российской версии журнала Форбс «200 богатейших бизнесменов России» в 2018 году Каменщик поднялся на 32 позицию благодаря состоянию в 3,5 млрд. $. Некоторые СМИ приписывали ему близкое соседство и знакомство с бывшим российским премьером Виктором Черномырдиным. Также упоминалось, что бизнесмен владел яхтой, которую перегнал из ОАЭ, чем вызвал зависть со стороны супруги премьера и недолгую опалу. Но впоследствии гнев был сменен на милость и Дмитрий Владимирович с Черномырдиным стали хорошими соседями. Но это лишь из разряда слухов, поэтому за достоверность ручаться не будем.

Личная жизнь и увлечения

Личная жизнь в биографии Дмитрия Владимировича Каменщика закрыта для широкой общественности. По одним данным у него семьи и детей, другие источники заявляли, что у бизнесмена есть жена и сын. В СМИ проскальзывала новость, что у него пятеро детей, но сам Дмитрий Владимирович данную информацию не подтверждает. Хотя во время судебного разбирательства после теракта в январе 2011 года, где бизнесмен и владелец «Домодедово» обвинялся в нарушении правил безопасности приведшему к трагедии, защита просила позволить Каменщику встречи с гражданской женой, которая является матерью его четверых детей.

Российский миллиардер не любит давать интервью и отдает предпочтение времяпрепровождению в покое, вдали от вечеринок и шумного общества. Увлекается кайтингом, подводным плаванием, сноубордингом, несколькими видами боевых искусств и управлением реактивных самолетов.

Сегодня

Сейчас Дмитрий Владимирович Каменщик занимает 32 позицию в рейтинге российской версии престижного журнала Форбс «200 богатейших бизнесменов России» и по официальной версии считается одним из состоятельных холостяков. Многие, кто близко знаком с бизнесменом отмечают его блестящий ум, деловую хватку и тяжелый характер. Практические все партнеры и друзья Каменщика говорят о его преданности своему делу.

]), после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию . В 1990 году Каменщик поступил на философский факультет Московского государственного университета, но бросил учебу уже на втором курсе , (по другим сведениям, он поступил и ушел с факультета в конце 1980-х годов ).

В 1990 году Каменщик создал туристическую фирму "Малахит", которая занималась организацией шоппинг-туров в Китай , , , , , (по другим данным, обслуживала корейских туристов ). Новый бизнес Каменщика хорошо развивался, и вскоре он арендовал первый грузовой самолет для челночного бизнеса. По некоторым данным, схема, которую предлагала его компания, позволяли челнокам существенно "снизить расходы на транспортировку товара и его таможенную очистку". По ней товар еще в Китае скупался подставной компанией, которая фрахтовала самолет, причем часть груза отправлялась официально и растаможивалась по минимальной цене, а часть - контрабандно, а самолет вылетал со значительным превышением задекларированной загрузки. По данным ИА "Стрингер", к 1992 году компания обслуживала 80 процентов товарооборота России с КНР и начала поставлять бытовую технику из Объединенных Арабских Эмиратов. Агентство публиковало также сведения, согласно которым в начале 90-х годов деятельность "Малахита" могла быть связана с организованной преступной группировкой "уралмашевцев" , , . Впрочем, сам Каменщик заявлял, что его компания начала заниматься международными грузовыми перевозками только в конце 1993 года .

В 1992-1993 годах Каменщик был генеральным представителем в Москве зарегистрированного в 1991 году в Свердловске совместного советско-лихтенштейнского предприятия "Ист Лайн" (East Line) (в ряде СМИ при этом сообщалось, что фирмами из Лихтенштейна оно было зарегистрировано на Кипре только в 1994 году , ) , , , .

В 1994-1995 годах Каменщик занимал пост генерального директора авиакомпании АОЗТ "Ист Лайн" , , и в 1995 году стал председателем совета директоров группы "Ист Лайн" , , . К тому времени группа получила контроль над московским международным аэропортом "Домодедово". Некоторые поздние источники сообщали, что сам Каменщик в 1993 году стал председателем его совета директоров, однако в его официальных биографиях точная дата не указывалась , .

В 1993-1994 годах "Ист Лайн" и Домодедовское производственное объединение гражданской авиации (ДПО ГА) создали в аэропорту Домодедово дочерние предприятия, которые взяли аэрокомплекс под свой контроль. Отмечалось, что успешному бизнесу фирмы Каменщика немало способствовали ее "хорошие отношения" с областной администрацией. В 1997 году "Ист Лайн" заполучил контрольный пакет и самого ДПО ГА. Таким образом Каменщик, утверждали СМИ, стал фактическим владельцем "Домодедово" , , , , , , .

В 1997 году для управления аэропортом была создана "Группа Ист Лайн", в которую вошли офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd. и еще 15 коммерческих организаций. Вплоть до 2011 года Домодедово оставался единственным аэропортом московского узла с непрозрачной структурой собственности, управлявшимся через разветвленную сеть офшорных компаний, в числе которых называли Airport Management Company Ltd, Hacienda Investments, Copperwood Nominees и FML (компания-владелец "Ист Лайна"), руководителем или представителем некоторых из них был сам Каменщик , , , , , , . В 1998 году группа получила взлетно-посадочную полосу Домодедово в аренду сроком на 75 лет со ставкой платежей в 107 тысяч долларов ежегодно , .

По некоторым сведениям, интересы Каменщика в 90-е годы защищал вице-премьер Олег Сосковец . Сам Каменщик при этом считался непубличной фигурой; впервые он выступил перед прессой только в 1998 году , .

К 2000 году парк авиакомпании "Ист Лайн" состоял из 50 самолетов, она считалась самой крупной грузовой авиакомпанией России . В 2005 году Каменщик вошел в совет директоров Европейского отделения Международного совета аэропортов (Airports Council International Europe) . Как член правления ACI Europe и председатель совета директоров "Домодедово" он фигурировал на сайте организации и в 2011 году . В СМИ он упоминался как советник председателя Государственной думы РФ Бориса Грызлова и губернатора Московской области Бориса Громова , а также как член Совета по предпринимательству при правительстве РФ , .

Отмечалось, что возглавляемая Каменщиком группа "Ист Лайн" вложила много средств в развитие комплекса "Домодедово" , еще в 1995 году компания начала строить в аэропорту новый грузовой терминал . Долгое время в прессе писали, что Домодедово является единственным современным аэропортом московского узла . К нему в 2002 году первыми в России были запущены поезда-экспрессы , а в 2009 году "Домодедово" стало первым российским аэропортом, получившим разрешение на прием и вылет самого большого в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380 , .

Кроме авиации, "Ист Лайн" занимался также девелопментом (у компании было несколько проектов рядом с Домодедово и Шереметьево) и машиностроением. В 2002 года компания купила ряд машиностроительных активов, в том числе самого крупного производителя электропоездов в России, "Демиховский машиностроительный завод", и Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), но продала их в 2004 году , , . В том же году группа "Ист Лайн" продала компании "Тесис" принадлежавшего ей пассажирского и грузового авиаперевозчика "Ист Лайн", чтобы сконцентрироваться на управлении аэропортом , , .

На протяжении ряда лет пресса писала о том, что у "Ист Лайна" могут отобрать "Домодедово". "Росимущество" неоднократно заявляло о намерении вернуть "Домодедово" в собственность государства, пытаясь в судах различных инстанции добиться признания недействительными соглашения о сдачи в аренду ВПП и договора, подписанного в 1997 году с ДПО ГА, согласно которому офшор Hacienda Investments Limited получила здания комплекса "Домодедово". В ноябре 2005 года президент РФ Владимир Путин высказался по поводу конфликта с "Ист Лайном", отметив, что "государство не должно разрушать успешно функционирующий бизнес" . В 2006 году было заключено мировое соглашение между "Ист Лайном" и Росимуществом, предусматривавшее повышение арендных платежей управляющей компанией, а в 2007 году президиум Высшего арбитражного суда РФ прекратил производство по иску о признании договора недействительным , , , , , .

Кроме Каменщика, в числе конечных владельцев аэрокомплекса в прессе назывались его партнеры Дмитрий Шаклеин, возглавлявший московское представительство структуры группы "Ист Лайн" - кипрской компании Hacienda Investments Limited, на которую была записана вся недвижимость "Домодедово", и Валерий Коган, о котором писали, что он, в отличие от Каменщика, не осуществлял оперативное управление, а занимался тем, что "решал вопросы" , , . В разные годы собственниками аэропорта также назывались и другие лица - иностранцы Шон Кайрнс и Джейн Петерс (Sean Cairns, Jane Peters, совладельцы FML), а также сын председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина , Владимир, в 2001 году, по некоторым данным, купивший 51 процент "Ист Лайна" , , , , , . По сведениям "Московского комсомольца", всего с 1991 года владельцы "Домодедово" менялись 13 раз .

Руководство "Домодедово" упоминалось в прессе также и в связи с рядом чрезвычайных происшествий. Так, в декабре 2010 года после ледяного дождя аэропорт "Домодедово" был обесточен на сутки, из-за чего тысячи пассажиров не смогли улететь из Москвы. 24 января 2011 года в зоне прилета международных рейсов аэропорта произошел теракт, в результате которого погибло 37 человек. Частичная ответственность за оба события была возложена на менеджмент аэропорта , , , , . В апреле 2012 года уголовное дело по факту необеспечения безопасности, заведенное после теракта, было закрыто: как выяснилось, в начале 2011 года система транспортной безопасности была еще нерегламентирована. При этом в ходе расследования дела были выявлены ряд фактов мошенничества в аэропорту, связанные, в том числе, с поставками авиатоплива , .

В ноябре 2010 года было объявлено о возможном выводе акций кипрской компании DME Airport Limited - оператора и владельца "Домодедово" - на биржу. По некоторым сведениям, она была специально создана "специально под грядущее IPO" . Аналитики предполагали, что IPO могло пролить свет на информацию об истинных бенефициарах аэрокомплекса , . В мае 2011 года "Домодедово" опубликовало данные о своих акционерах. Тогда сообщалось, что Каменщик является бенефициаром всех ста процентов управляющей компании аэропорта, причем в этом качестве был назван офшор с другим названием - DME Limited, зарегистрированный на острове Мэн , , . Впрочем, уже через несколько дней после этого было объявлено, что "Домодедово" откладывает вывод акций на биржу .

В апреле 2011 года президент России Дмитрий Медведев , комментируя ситуацию вокруг аэропорта, заявил, что "коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности" , , . В июне 2011 года в офисах "Ист Лайна" прошли обыски, и, несмотря на раскрытие информации о собственниках аэропорта, был допрошен и сам Каменщик. Отмечалось, что показания он давал для того, чтобы помочь правоохранительным органам помочь "разобраться в вопросах владения акциями аэропорта" .

21 июля 2011 года в Следственном комитете РФ заявили, что при допросе Каменщика в качестве свидетелей по делу о безопасности в аэропорту "Домодедово", тот заявил, что не является его собственником. Также Каменщик рассказал следователям, что действительно управляет аэропортом по контракту с Airport Management Company Ltd и является консультантом данного офшора. И Каменщик, и Валерий Коган, также проходящий свидетелем по этому делу, назвать настоящих владельцев "Домодедово" отказались , .

Каменщник - лауреат Национальной общественной премии имени Петра Великого (2001) и премии "Персона года-2001". Также он награжден орденом "Слава России", учрежденным музейно-выставочным центром "История отечественного предпринимательства" , , .

В 2004 году Русский Forbes оценивал состояние Каменщика в 270 миллионов долларов . В 2011 году то же издание отмечало, что его состояние составляет 1,1 миллиарда долларов, а журнал "Финанс" называл бизнесмена владельцем состояния в 1,2 миллиарда долларов , .

Каменщик женат, у него есть сын , , , . По сведениям СМИ, предприниматель увлекается спортом - восточными единоборствами (имеет черный пояс по чхвегвандо), сноубордом, дайвингом и катанием на горных лыжах. Пилотирует спортивные самолеты , , .

Использованные материалы

Николай Сергеев . Для дела о транспортной безопасности не было повода. - Коммерсантъ-Online , 20.04.2012

Елена Белова . Теракт без регламента. - Газета.Ru , 20.04.2012

Сергей Машкин . Аэропортом Домодедово не удалось овладеть. - Коммерсантъ , 21.07.2011. - № 132 (4673)

Следственный комитет признал, что ему не известны собственники аэропорта "Домодедово". - NEWSru.com , 20.07.2011

Дмитрий Каменщик допрошен при выемке документов в "Домодедово". - Интерфакс , 30.06.2011

Каменщик Дмитрий Владимирович. - Коммерсантъ-Online , 31.05.2011

Алексей Непомнящий, Анастасия Дагаева . Каменщик отменил шоу. - Ведомости , 31.05.2011

Константин Аракелов . Домодедово не взлетело. - Пf - Сообщество инвесторов. Авторские блоги. , 31.05.2011

Владельцем 100% Домодедово оказался Дмитрий Каменщик. - Газета.Ru , 18.05.2011

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик вышел из-под домашнего ареста. РБК вспомнил, как он стал владельцем Домодедово и неудачно пытался его продать, а также разобрался, кто может претендовать на аэропорт сейчас

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик после заседания Басманного районного суда 16 мая 2016 года (Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ)

1 июля суд владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика от домашнего ареста, длившегося больше четырех месяцев. Каменщик остается обвиняемым по уголовному делу о теракте в Домодедово в 2011 году, но бизнес-омбудсмен Борис Титов в пятницу уже выразил уверенность в том, что дело скоро будет закрыто, назвав его «высосанным из пальца». Источники в окружении Каменщика все эти месяцы уверяли РБК, что причина ареста — попытки вынудить Каменщика расстаться с бизнесом, в который тот пришел еще в середине 1990-х.

Перевозчик ширпотреба

«Это был не пассажирский терминал, а сарай», — вспоминает сотрудник сербской строительной компании Cyvas Срджан Милосавлевич. В Домодедово серб впервые оказался в 1998 году, когда Cyvas получила контракт на реконструкцию аэровокзала. В реконструкции он к тому времени нуждался остро: аэропорт был построен еще в 1962 году с расчетом на обслуживание рейсов из Средней Азии и Сибири, но денег на развитие у государства не хватало.

Главным условием заказчика было не закрывать терминал на ремонт, рассказывает Милосавлевич: аэропорт каждый день должен был обслуживать пассажиров. Контракт с Cyvas заключило ООО «Ист Лайн», которое к тому моменту владело Домодедово в равных долях с государством, но фактически управляло аэропортом.

Компания «Ист Лайн» появилась в середине 1990-х. Она возила через Домодедово ширпотреб из Китая в Москву, арендуя грузовые самолеты у государственного Домодедовского производственного объединения гражданской авиации (ДПО ГА). Именно это госпредприятие после перестройки управляло всеми активами аэропорта: аэродромом, сопутствующей инфраструктурой, пассажирским терминалом и самолетами. Начинали этот бизнес двое молодых людей из Екатеринбурга — сотрудник Рабочего центра экономических реформ при правительстве Антон Баков и студент философского факультета МГУ Дмитрий Каменщик. По словам Бакова, именно он позвал Каменщика в этот бизнес, оценив его хватку и скрупулезность. Вскоре Баков решил заняться карьерой в политике, а Каменщик стал развивать бизнес самостоятельно, создав «Ист Лайн».

Бывший топ-менеджер «Ист Лайна» вспоминает, как складывались отношения с сотрудниками ДПО ГА: «Мы пользовались мобильными телефонами и компьютерами, а они писали в гроссбухах. Однажды мы купили ксерокс, так работники госпредприятия поставили его в отдельную комнату и закрыли на ключ. Им ничего не надо было — в отличие от амбициозных «истлайновцев».

О том, что единственный владелец «Ист Лайна», — Каменщик, станет известно только в 2011 году, когда аэропорт Домодедово будет готовиться к размещению на бирже. В начале 1990-х Каменщик свой бизнес не афишировал, а построить новый грузовой терминал предложил директору ДПО ГА Леониду Сергееву. В 2015 году в интервью Forbes Каменщик расскажет , что ​складским комплексом в Домодедово тогда командовали не руководители аэропорта, а грузчики, которыми, в свою очередь, командовали бандиты. Сергеев на предложение молодого бизнесмена согласился: ДПО ГА и «Ист Лайн» поровну вложились в новый грузовой комплекс, первая очередь которого была введена в эксплуатацию в 1995 году.

Хозяин аэропорта

Строительством складского комплекса планы Каменщика не ограничивались. В 1996 году «Ист Лайн» предложил Сергееву реконструировать (по сути — построить заново) пассажирский терминал. Расходы частная компания была готова взять на себя, но взамен хотела долю в будущем аэровокзале. Сергеев согласился. Юридически схема сотрудничества выглядела следующим образом: компании Каменщика совместно с госпредприятием зарегистрировали ОАО «Домодедово-2», куда ДПО ГА внесло все движимое и недвижимое имущество аэровокзального комплекса, а «Ист Лайн» — 22 млн руб. Партнеры владели новой компанией на паритетных началах, для реконструкции здания наняли сербскую Cyvas.

В 1997 году премьер Виктор Черномырдин распорядился разделить ДПО ГА на три юридических лица. Совладельцем пассажирского терминала оказалось ОАО «Аэросервис Домодедово». Уже на второй год существования госкомпания была обанкрочена по иску поставщика коммунальных услуг. В ходе банкротства структуры «Ист Лайна» выкупили долю государства в аэровокзале, а гендиректор «Аэросервиса Домодедово» Сергей Рудаков перешел работать к Каменщику. В начале нулевых аэропортовое имущество переписали на кипрскую Hacienda Investments Ltd.

Одновременно с получением контроля над пассажирским терминалом фирмы, связанные с «Ист Лайном», совершили другую важную сделку: подписали с ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (еще один правопреемник ДПО ГА) договор аренды аэродрома и прилегающего участка за 3,2 млн руб. в год на 75 лет.

Через несколько лет государство попыталось оспорить обе сделки в суде. В 2003 году «Администрация аэропорта Домодедово» попросила признать договор аренды ничтожным, и Федеральный арбитражный суд Московской области согласился это сделать. Возглавлявшая в то время суд Людмила Майкова объясняет, что унитарное предприятие было создано для управления имуществом, а не сдачи его в аренду, поэтому договор был незаконным. Росимущество же начиная с 2005 года пыталось оспорить передачу пассажирского терминала структурами «Ист Лайна», утверждая, что согласие на сделку дало Мособлимущество, не имевшее соответствующих полномочий.

Разбирательство по обоим делам дошло до Высшего арбитражного суда (ВАС). Росимуществу ВАС отказал, а в спор по аренде, скорее всего, вмешались высокопоставленные чиновники. Когда структуры «Ист Лайна» в 2005 году проиграли суд, губернатор Московской области Борис Громов отправил письмо президенту Владимиру Путину. Губернатор Подмосковья предупредил президента, что иски чиновников могут привести к закрытию аэропорта. Путин наложил резолюцию «Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса».

После этого представители Каменщика предъявили суду ранее неизвестную редакцию устава «Администрации аэропорта Домодедово», где говорилось, что предприятие создано для управления аэродромом путем его сдачи в аренду. В итоге дело закончилось мировым соглашением: ставку аренды подняли с 3,2 млн до 92 млн руб. и она могла пересматриваться раз в пять лет. Впоследствии Счетная палата пришла к выводу, что из-за необоснованно низкой арендной ставки государство в период с 1998 по 2005 год недополучило более 600 млн руб.

Судебные разбирательства не останавливали авиакомпании, которые начали переходить из Шереметьево и Внуково в обновленный терминал Домодедово, ставший самым современным в московском авиаузле (в интервью «Ведомостям» в 2004 году Каменщик утверждал , что «Ист Лайн» вложил в реконструкцию $300 млн). В 2001 году в Домодедово перешла вторая по объему международных перевозок «Трансаэро», в 2002 — первая по внутрироссийским «Сибирь», а в 2003 — первая западная компания British Airways, за которой последовали другие иностранные перевозчики.

С 2000 по 2005 год пассажиропоток в Домодедово вырос более чем вчетверо, достигнув 14 млн человек. Пассажиропоток Шереметьево за тот же период вырос лишь на 12%. В результате в разгар судебных разбирательств в 2005 году Домодедово стал крупнейшим аэропортом России, обогнав бессменного лидера — Шереметьево — почти на 2 млн человек. Первое место среди московских аэропортов Домодедово будет удерживать еще десять лет.

Друг чиновников

Приватизировать аэропорт и развивать его невозможно без высокопоставленных покровителей. Громов не только написал Путину письмо в защиту Домодедово, но и щедро поделился с аэропортом областной землей. Осенью 2003 года чиновник подписал распоряжение , увеличившее зарезервированную территорию вокруг аэропорта с 2,8 тыс. га до 64 тыс. га. Как говорил Каменщик «Ведомостям», этого хватило бы для строительства восьми новых взлетно-посадочных полос. Часть земли была выкуплена «Ист Лайном», часть получила особый статус, согласно которому использование территории нужно было согласовывать с областными чиновниками и Домодедово.

Большую роль в успехе Домодедово сыграл запуск в 2002 году скоростной электрички с Павелецкого вокзала Москвы до аэропорта. Она появилась благодаря усилиям директора аэропортового комплекса Сергея Рудакова, хорошо общавшегося с министром путей сообщения Геннадием Фадеевым, рассказывает источник РБК, в то время работавший в аэропорту.

Отстаивал интересы Каменщика и Герман Греф, когда был министром экономического развития и торговли. Например, рассказывает знакомый Грефа, тот был категорически против планов отобрать у «Ист Лайна» пассажирский терминал и расторгнуть договор аренды аэродрома. Такое поведение государства могло стать сигналом к пересмотру итогов всей приватизации и плохо отразилось бы на инвестиционном климате, поясняет собеседник РБК. Представитель Сбербанка не смог ответить на вопрос РБК, попросив обратиться лично к Грефу. Задать вопрос президенту Сбербанка лично корреспонденту РБК не удалось.

Двое знакомых Каменщика говорят, что ему тяжело дается общение с представителями власти. «Дмитрий очень логичный, малоэмоциональный и чуждый чиновничьей среде», — объясняет один из них. Другой вспоминает совещание в правительстве три-четыре года назад, на котором Каменщик стал в жесткой форме высказывать претензии руководителю Росавиации Александру Нерадько. «Мы все опешили от такого наезда. Он не просто критиковал, а кричал и обвинял Нерадько в неэффективности. После того случая Каменщика на совещания в правительство почти не звали», — вспоминает собеседник РБК.

Зато налаживать отношения с нужными людьми получается у председателя наблюдательного совета Домодедово, бизнесмена Валерия Когана, появившегося в «Ист Лайне» в 2000 году. Бывший менеджер Домодедово рассказывает, что Коган — отличный переговорщик и хорошо ладит с чиновниками. Его приход в аэропорт совпал по времени с возбуждением ФСБ против сотрудников «Ист Лайна» уголовного дела о контрабанде. Суд по этому делу завершился только в 2008 году, к тому времени из четырех эпизодов в деле остался лишь один. Все пятеро обвиняемых получили условные сроки.

Прочные отношения

Коган родом из Душанбе, в 1990-е занимался поставками в Россию продукции из бывших союзных республик. Каменщик рассказывал, что познакомился с Коганом случайно: «Это было очень давно, когда мы только начинали бизнес. Сначала был скепсис, а потом мы расположились друг к другу, и сложились прочные отношения».

Участники авиарынка и эксперты долгое время полагали, что Коган может являться совладельцем аэропорта. Этому способствовала структура собственности кипрской DME ltd (ранее называлась FML Limited), владеющей всеми активами Домодедово. Номинальными держателями ее акций выступали Джейн Петерс (64%) и Шон Каирнс (36%) с острова Мэн. Возникло предположение, что Петерс представляет интересы Когана, а Каирнс — Каменщика, объяснял сам Каменщик в интервью Forbes. Но это неправильная догадка, говорил он: по словам Каменщика, он единственный владелец аэропорта.

Договариваться с чиновниками у Домодедово получается не всегда. Например, Каменщик и Коган так и не смогли убедить власти в необходимости строительства третьей взлетно- посадочной полосы. Сейчас у аэропорта их две, причем одна в последний раз проходила капитальный ремонт в 1981 году. Еще в марте 2011 года возглавлявший в то время правительство Путин поручил Министерству транспорта рассмотреть вопрос о выделении средств из федерального бюджета на строительство новой ВПП. Ведомство решило построить ее в 300 метрах от действующей, а последнюю превратить в рулежную дорожку, так и оставив аэропорт с двумя полосами. Министр Максим Соколов объяснил это необходимостью уложиться в предусмотренные казной 14 млрд руб.

Миллиардер

Журнал Forbes оценивает состояние Каменщика в $2,9 млрд. Чистая прибыль Домодедово в 2013 году (последняя опубликованная отчетность) составила 9,4 млрд руб. С 2008 по 2014 год выручка аэропорта выросла в полтора раза, превысив 40 млрд руб. EBITDA за 2014 год — около 17 млрд руб., рассказывал Каменщик​​. Таким образом, рентабельность бизнеса превышает 40%. Примерно столько же было и в прошлые годы. Схожий показатель — около 42% — и у главного конкурента, Шереметьево. По словам совладельца Шереметьево Александра Пономаренко, это стандартная маржа для аэропортов развитых стран, а на развивающихся рынках рентабельность доходит до 56%. Домодедово и Шереметьево есть к чему стремиться, считает бизнесмен.

Финансовые показатели Домодедово росли на фоне бума авиаперевозок. И.о. управляющего директора «Домодедово коммершл сервисиз» Алексей Раевский рассказывает о корреляции между состоянием экономики и воздушными перевозками: 1% роста ВВП страны влечет увеличение пассажиропотока авиатранспорта в ней на 1,8%. Однако в России долгие годы соотношение было аномально высоким — десятикратным и больше. Рынок дотировался западными банками, объясняет Раевский: они давали дешевые кредиты авиаперевозчикам, те закупали самолеты и снижали тарифы, привлекая новых пассажиров. В 2015 году после девальвации рубля, санкций и спада экономики некоторые компании оказались обладателями избыточного парка и неподъемных долгов. Например, «Трансаэро», для которого Домодедово был базовым аэропоротом. Банкротство авиаперевозчика ударило по бизнесу Каменщика. В 2015 году Домодедово утратил статус крупнейшего аэропорта России, уступив Шереметьево. Пассажиропоток в Домодедово сократился в прошлом году на 2,5 млн человек. Примерно половина, по оценкам Раевского, связана с банкротством Трансаэро».

Аэропортовый бизнес состоит из трех сегментов: организация взлета и посадки самолетов, обслуживание лайнеров и пассажиров, коммерческая эксплуатация терминалов. Больше всего выручки, следует из отчетности Домодедово за 2013 год (последние опубликованные данные), приносит обслуживание самолетов, включая их заправку. А самый рентабельный — коммерческий сегмент, куда помимо сдачи площадей в аренду под кафе и магазины относится размещение рекламы, гостиницы и паркинги.

В 2016 году доходы московских аэропортов должны вырасти. С конца февраля текущего года Федеральная антимонопольная служба (поглотившая ФСТ) отменила регулирование тарифов в московском авиаузле. Последствием стал рост стоимости услуг. Например, в Домодедово сбор за пользование аэровокзальным комплексом (его платят авиакомпании за каждого прошедшего пассажира) увеличился на внутренних линиях с 45,5 до 65 руб., а в Шереметьево — с 113 руб. до 123 руб. (внутренние рейсы осуществляются только через терминал D).

Важная часть бизнеса Домодедово — заправка самолетов, в 2013 году на нее пришлось более 11 млрд руб. или примерно четверть выручки. Раевский уточняет, что в 2015 году топливный сектор принес около 20% оборота.

Заправочную инфраструктуру, оставшуюся с советских времен, «Ист Лайн» в 1990-е реконструировал вместе с государственным ДПО ГА. Затем этот актив, как и многие другие, полностью перешел во владение компаний Каменщика. Это уникальная для России ситуация. В семи из десяти крупнейших аэропортов страны собственниками топливо-заправочных комплексов (ТЗК) являются крупные нефтяные компании — «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ. «Экспансия нефтяников в аэропорты началась во второй половине нулевых, — вспоминает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. — Росли цены на керосин, ФАС требовала демонополизировать рынок, в итоге многим владельцам аэропортов пришлось продать ТЗК. Цены, правда, расти не перестали».

Собственник ТЗК, как правило, отдает предпочтение определенному продавцу топлива. В Шереметьево и Внуково, где ТЗК принадлежат «Роснефти», она же и является основным поставщиком авиакеросина (см. инфографику), а в Домодедово на нее приходится лишь 5%. Продажа топлива авиаперевозчикам (ее называют заправкой «в крыло») — высокомаржинальный бизнес. Например, в отчетах «Роснефти» его называют «премиальным сегментом». По расчетам Турукалова, разница между ценой «на входе» в аэропорт и стоимостью керосина для авиаперевозчика достигает 30-40%.

Обвиняемый

24 января 2011 года террорист Магомед Евлоев вошел в аэропорт Домодедово со стороны парковки, минуя рамки металлоискателя. Полицейский, как видно на записи с камер наблюдения, в этот момент увлеченно разговаривал с сотрудницей аэропорта. Через час смертник взорвал себя, убив 37 и ранив 117 человек.

Уголовное дело против менеджеров аэропорта и сотрудников полиции Следственный комитет России (СКР) возбудили уже на следующий день, обвинив их в нарушении транспортной безопасности. В марте 2012 года это дело закрыли, спустя два месяца возобновили, окончательно закрыв только в августе 2015 года. Но к тому времени следователи завели против представителей Домодедово отдельное дело, обвинив их в оказании небезопасных услуг. Фигуранты — трое руководителей аэропорта (в том числе двое бывших) и владелец Дмитрий Каменщик, все находятся под домашним арестом.

Претензии СКР сводятся к тому, что в Домодедово почти не досматривали входящих в аэровокзал людей, через рамки металлоискателей просили пройти лишь 2% посетителей. По версии следователей, таким образом аэропорт экономил на сотрудниках авиационной безопасности. Генпрокуратура уже четырежды требовала закрыть дело, указывая на отсутствие связи между оказанием небезопасных услуг и терактом: к гибели людей привели действия смертника, а не сотрудников аэропорта, считают в ГП. Адвокаты обвиняемых менеджеров подчеркивают, что в то время закон не требовал стопроцентного досмотра входящих, кроме того, за это отвечала полиция, а не авиабезопасность.

В окружении Каменщика уверяют, что за уголовным делом, заведенным по факту теракта, стоят попытки вынудить Каменщика продать аэропорт. Не исключает давления на Домодедово и высокопоставленный чиновник правительства. С 2011 года, пока расследовалось уголовное дело по факту теракта, СМИ сообщали об интересе к бизнесу Каменщика со стороны целого ряда покупателей.

Forbes писал , что после отмены IPO Домодедово в 2011 году Каменщик обсуждал продажу актива с бизнесменом Александром Пономаренко. В разговоре с РБК Пономаренко подтверждает, что рассматривал эту сделку «вместе с партнерами». По версии Forbes, речь шла о владельце группы «Сумма» Зиявудине Магомедове.

Пономаренко говорит, что с тех пор не интересовался Домодедово. Вместе с Аркадием Ротенбергом и Александром Скоробогатько они теперь развивают другой аэропорт — бизнесмены контролируют «Шереметьево Холдинг», владеющий 68,4% акций Шереметьево. В «Сумме» отказались от комментариев. Источник, близкий группе, рассказывает, что ее представители действительно участвовали в переговорах и даже получили доступ в «виртуальную комнату данных» Домодедово (там хранится подробная информация об активе), но рассматривали историю аэропорта «скорее как интересный бизнес-кейс».

«Коммерсантъ» называл в числе возможных покупателей Домодедово группу «Ренова» Виктора Вексельберга (владеет холдингом «Аэропорты регионов»), входящую в «Альфа-групп» инвестиционную компанию А1 (в начале 2000-х годов планировала стать инвестором строительства третьего терминала в Шереметьево) и компанию «Внуково-инвест», представляющую интересы частных акционеров Внуково — Владимира Скоча (отец депутата Госдумы и экс-совладельца «Металлоинвеста» Андрея Скоча) и Виталия Ванцева.

Ванцев отказался комментировать свой возможный интерес к Домодедово. Гендиректор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский в 2012 году в интервью «Коммерсанту» на вопрос об интересе к Домодедово говорил: «Ренова» заявляла об интересе к московскому авиаузлу. Интерес сохраняется и сейчас. Однако этот интерес пока остается чисто теоретическим, поскольку на сегодняшний день так и непонятны планы собственников активов». В пресс-службе А1 отказались от комментариев.

Еще одним претендентом на покупку доли в Домодедово был инвестор Игорь Юсуфов, входивший в 2011 году в совет директоров «Газпрома». В интервью «Ведомостям» он рассказывал , что вел переговоры с Валерием Коганом о покупке 25% акций аэропорта за $1 млрд. Сейчас Юсуфов не ответил на вопрос РБК, интересен ли ему сейчас этот актив.

Несговорчивый продавец

Ближе всех к покупке Домодедово, по словам источников РБК, был альянс «Роснефти» и оператора региональных аэропортов «Новапорт», подконтрольного холдингу AEON предпринимателя Романа Троценко. Переговоры между ними и Каменщиком вошли в финальную стадию осенью 2013 года. В случае успеха сделки «Роснефть» получила бы ТЗК, а «Новапорт» — терминалы аэропорта и прочую инфраструктуру. Троценко в тот момент занимал должность советника президента «Роснефти» Игоря Сечина и возглавлял зарубежное подразделение компании, Rosneft Overseas. До этого бизнесмен работал президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), совет директоров которой возглавлял Сечин.

В распоряжении РБК есть материалы, описывающие одну из финальных версий схемы сделки. Согласно этим материалам, общая цена аэропортового комплекса и ТЗК должна была составить $4,8 млрд. «Роснефть» готова была предоставить $985 млн, AEON — не менее $500 млн, остальные $3,315 млрд предполагалось взять в Сбербанке (в том числе $3,115 млрд кредит и до $200 млн мезонинного финансирования). «Роснефть» и AEON должны были специально для сделки учредить СП и внести свои средства, а СП — получить кредит Сбербанка и купить Домодедово. Затем СП передало бы акции аэропортового комплекса и ТЗК в качестве залога по кредиту.

В материалах сообщалось, что «Роснефть» получит право собственности на ТЗК через три года после сделки, то есть к тому времени актив будет выведен из-под залога. Кроме того, «Роснефть» становилась бы эксклюзивным поставщиком топлива в аэропорт, за что должна было платить СП роялти по $50 млн в год в течение семи лет. Таким образом, расходы нефтяной компании на Домодедово превысили бы $1,3 млрд.

По словам источника РБК, знакомого с позицией Каменщика, сделка сорвалась, когда продавец попросил AEON перечислить задаток в $100 млн. «Представители Троценко в первый раз вели переговоры о покупке Домодедово осенью 2011 года, потом почти весь 2013 год. Возможно, окружение Каменщика, устав от встреч и разговоров, решило убедиться в серьезности намерений покупателя», — предполагает собеседник РБК. По версии другого источника РБК на аэропортовом рынке, в последний момент Каменщик поставил условием сделки выкуп и земли вокруг аэропорта, которая покупателям была не нужна.

Две недели назад, на Петербургском экономическом форуме Троценко заявил агентству RNS, что сохраняет интерес к покупке Домодедово, но, пока Каменщик находится под арестом, переговоры вести не будет. «Это просто неэтично, и многие будут считать, что мы пользуемся этой непростой для Каменщика ситуацией. Я считаю Каменщика очень достойным человеком и очень крепким. Он не будет продавать, пока все не закончится, каким бы ни было предложение. [...] Если все закончится благополучно, чего мы им искренне желаем, тогда мы потом сядем, выдохнем, выпьем чашку чаю и начнем разговаривать, если ему это будет интересно», — сказал RNS Троценко. «Если кто-то думает, что эти обстоятельства его заставят как-то поменять свое решение, это глубокое заблуждение. Это один из самых крепких людей, которых я видел в своей жизни», — добавил владелец AEON.

В «Роснефти», Домодедово, Sberbank CIB ​(представители этого подразделения Сбербанка участвовали в переговорах) и AEON отказались комментировать события 2013 года. Источник, близкий к Домодедово, и представители пресс-службы, утверждают, что никаких предложений о продаже аэропорта под домашним арестом Каменщик пока не получал.

Дмитрий Каменщик родился 26 апреля 1968 года в городе Свердловск. После школы поступил на энергофизический факультет Московского энергетического института. С 1986 по 1988 год проходил срочную службу в танковых войсках, после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

После армии в 1990 году поступил на философский факультет МГУ, через полтора года ушёл в академический отпуск. В 2000 году окончил социологический факультет МГУ по специализации экономическая социология. В 2003 году на экономическом факультете МГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

В 1991 году екатеринбургский предприниматель Антон Баков зарегистрировал СП «Ист Лайн» для организации авиаперевозок. Дмитрий Каменщик - генеральный представитель компании в Москве. В 2013 году Антон Баков в интервью «Коммерсанту» называл себя учредителем СП «Ист Лайн» и утверждал, что вышел из бизнеса в начале 1994 года, продав свою долю Каменщику за 10 тысяч долларов.

В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта. С 1993 года для обеспечения перевозок «Ист Лайн» арендовал самолёты Ил-76 Домодедовского производственного объединения гражданской авиации: компания наладила чартеры в Европу и Азию. Каменщик создал одноимённую авиакомпанию, которая постепенно наращивает собственный авиапарк, выбиваясь в лидеры рынка грузоперевозок.

Начиная с 1994 года «Ист Лайн» совместно с Домодедовским производственным объединением гражданской авиации на базе аэропорта Домодедово создал несколько профильных предприятий, отвечающих за различные виды аэропортовой деятельности: бортовое питание, грузовой комплекс, хэндлинг и другие. В рамках сотрудничества аэропорт предоставил изношенное, выработавшее свой ресурс имущество, а «Ист Лайн» взяла на себя обязанность полной реконструкции как самих инфраструктурных объектов, так и системы управления.

В 1998 году имущество аэродрома, не подлежащее передаче в частную собственность, было передано «Ист Лайну» в долгосрочную аренду на 75 лет В итоге был завершён процесс смены собственника аэропортовых активов, который проходил посредством реализации ряда капиталоемких инвестиционных проектов. В том же году Каменщик становится председателем совета директоров аэропорта Домодедово.

Наряду с аэропортовой деятельностью холдинговая компания Каменщика DME Ltd. развивает ещё одно направление - синергетическую конурбацию «Аэротрополис». Вокруг «Домодедово» запланирован индустриальный кластер, включающий скоординированные друг с другом логистические и транспортные узлы, торговые центры, районы деловой застройки и гостиничные комплексы

С 2000 по 2004 год - член Совета по предпринимательству при Правительстве России, в прошлом был советником председателя Государственной Думы, советником губернатора Московской области.

В апреле 2015 года журнал Forbes оценил состояние Дмитрия Каменщика в 3,8 млрд долларов, что соответствовало 27 месту в рейтинге богатейших бизнесменов России. Сообщалось, что за год состояние владельца «Домодедово» в денежном выражении росло быстрее всех из сотни членов рейтинга.

В 2016 году 18 февраля Дмитрий Каменщик был задержан по обвинению в нарушении части 3 статьи 238 УК РФ, по делу о теракте в Домодедово 2011 года. В сентябре уголовное дело было закрыто в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.