Требования к контрактному управляющему. Требования к должности и образованию контрактного управляющего, профстандарты Конкурсный управляющий по 44 фз обучение

В связи с вступлением в силу , который предписывает назначение лица, отвечающего за реализацию всего цикла закупок, у многих заказчиков возникает вопрос о том, какие функции и полномочия будут возложены на данное лицо в организации. Информация, представленная в данном справочном материале, поможет Вам ответить на этот вопрос и понять, какого порядка действий придерживаться, а также какие документы предстоит выпустить организации при назначении контрактного управляющего. Кроме того, информация, представленная в данном справочном материале, даст ответы на некоторые вопросы, связанные с ответственностью контрактного управляющего.

Порядок назначения контрактного управляющего

Назначениена должность контрактного управляющего повлечет за собой следующие действия:

Введение новой должности, создание нового штатного расписания или внесение изменений в существующее;

Создание должностной инструкции (вводится приказом руководителя);

Подписание трудового договора.

Еслив учреждении уже есть опытные в закупочном деле сотрудники, функции контрактного управляющего могут быть предложены именно таким сотрудникам. Поручение работнику выполнения работы по должности контрактного управляющего может осуществляться:

1)путем совмещения должностей, когда работником, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняется дополнительная работа по другой профессии (должности).Статьей 151 Трудового Кодекса РФ установлено, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается по соглашению сторон трудового договора.

Размероплаты труда контрактных управляющих будет определяться по-разному: с учетом норм федерального законодательства, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (в том числе в зависимости от их финансового положения), а также с учетом локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями;

2)путем перевода на новую должность. В этом варианте нужно подготовить предложение о переводе на должность контрактного управляющего, затем издать приказ о переводе. Принимая во внимание тот факт, что у работника изменяется трудовая функция и условия трудового договора, в дополнительном соглашении следует предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции.

Ворганизации может быть не один, а несколько контрактных управляющих. Со всеми нужно будет заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам (с изменением условий оплаты труда или без).

Функции контрактного управляющего

Функциональностьконтрактного управляющего должна включать в себя все функции и полномочия, перечисленные вч. 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ . В соответствии с указанной статьей, контрактный управляющий обязан:

1)на стадии планирования:

В случае необходимости проводить консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

Осуществлять подготовку различных документов, необходимых для проведения торговых и неторговых процедур: извещений о проведении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

Размещать в единой информационной системе все перечисленные выше документы с соблюдением сроков, установленных;

Разрабатывать, а так же обеспечивать согласование документов, необходимых для осуществления закупок (плана, плана-графика, изменений к ним, извещений и документации и т. п.);

Определять и обосновывать начальную (максимальную) цену с использованием методов, предусмотренныхФедеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

В случаях, предусмотренных законом, проводить общественные обсуждения закупки, мониторинг исполнения подобных контрактов и анализ закупочной деятельности заказчика;

2)на стадии заключения контракта:

Организовывать конкурентные процедуры закупок (определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей);

Обеспечивать заключение контрактов по итогам закупок (определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей), в том числе по итогам закупок у единственного поставщика;

3)на стадии обжалования:

Осуществлять подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

Участвовать в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупок (определение поставщиков, подрядчиков и исполнителей).

Нетолько эти дополнительные полномочия, но и некоторые из основных полномочий (например, подготовку плана закупок и изменений к нему) контрактному управляющему целесообразно осуществлять совместно с иными должностными лицами и подразделениями заказчика.

Ответственность контрактного управляющего

Всвязи с применением нормФедерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ у заказчиков могут возникать вопросы, связанные с ответственностью контрактного управляющего. Разберем некоторые вопросы такого рода.

Виды ответственности

Занарушение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, контрактные управляющие несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ).

Внастоящее время для контрактных управляющих установлена мера административной ответственности и, соответственно, вид административного наказания (более подробную информацию можно получить в справке «Меры административной ответственности при закупках по 44-ФЗ »). При этом контрактные управляющие несут дисциплинарную ответственность перед организацией-заказчиком в порядке, установленномст. 192 Трудового Кодекса РФ .

Пределы ответственности

Должностныелица заказчиков (в том числе контрактные управляющие) несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в пределах осуществляемых ими полномочий (ч. 5 ст. 38 ,ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ).

Обжалование действий (бездействия) контрактного управляющего

Действия(бездействие) контрактного управляющего можно обжаловать в судебном или в административном порядке. Такое право предоставлено:

Любому участнику закупки;

Общественным объединениям, осуществляющим общественный контроль;

Объединениям юридических лиц.

Этиположения установленыст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

Контроль за д еятельностью контрактного управляющего

Контрольза деятельностью контрактного управляющего относят к сфере деятельности Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России), что предусматриваетсяч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ипостановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» .

ФАСРоссии осуществляет этот контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок контрактных управляющих. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в полгода (ч. 13 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ). Основания проведения внеплановых проверок прописаны вч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

Контрактная служба и управляющий по законам № 44-ФЗ, 223-ФЗ

В сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством проведения закупок, необходимых для деятельности публичных органов или иных структур, действует больше императивных норм, чем в торговых отношениях между гражданами и организациями. Так, в соответствии со ст. 38 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, государственные и муниципальные органы либо казенные учреждения, осуществляющие закупки, выступающие в качестве заказчиков, обязаны создать специальную службу или передать должностному лицу функции по созданию плана и плана-графика закупок, составлению и публикации извещений и приглашений, осуществлению покупок и т. п.

При этом возможны 2 варианта решения данного вопроса:

  1. При большом объеме средств, выделяемых на обеспечение нужд публичных органов, создается контрактная служба. В качестве базы ее деятельности заказчик на основе типового положения, утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631, разрабатывает собственный регламент или положение о деятельности структурного подразделения.
  2. Если объем затрат за год не достигает 100 млн руб., а указанная служба не создана и не планируется, заказчик может передать ее полномочия и функции должностному лицу — контрактному управляющему.

При этом, как разъяснил Минэкономразвития в п. 2 приложения к письму «О направлении ответов…» от 30.09.2014 № Д28и1889, число управляющих не ограничивается. Заказчику не воспрещается назначить контрактными управляющими 2, 3 и более лиц, не объединяя их в единую службу, однако каждый из таких сотрудников для назначения обязан соответствовать установленным требованиям.

ВАЖНО! Согласно положениям закона «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, для осуществления больших приобретений отдельными организациями, например автономными учреждениями, государственными корпорациями и т. п., не требуется ни службы, ни управляющего, хотя запрета на их деятельность в этом случае закон также не содержит.

Как именовать должность в контексте квалификационного справочника — контрактный управляющий или специалист по закупкам

При введении должности управляющего могут возникнуть сложности с ее правильным наименованием. Так, в соответствии с ответом Минэкономразвития (п. 2 приложения к письму № Д28и-1889), функции контрактного управляющего возлагаются на работника в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом. Возложение на работника дополнительных функций, составляющих работу контрактного управляющего, можно квалифицировать как изменение действующих положений трудового договора (ст. 72 ТК). Оно же обычно оформляется дополнительным соглашением, при этом должность трудящегося называется по-прежнему.

Сложнее обстоит вопрос с введением отдельной должности управляющего. Поскольку заказчиком выступают публичные органы власти или казенные предприятия, то по ст. 144 ТК для оплаты труда учитываются положения единых тарифно-квалификационных справочников работ или должностей руководителей, профессиональных стандартов. Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н утвержден стандарт специалиста в области закупок для публичных нужд, приказом этого же ведомства от 10.09.2015 № 626н — эксперта в данной области.

Не знаете свои права?

В обоих стандартах указано, что трудящийся, выполняющий функции по обеспечению закупок или консультирование в этой сфере, может именоваться:

  • специалистом/консультантом по закупкам;
  • трудящимся контрактной службы;
  • контрактным управляющим.

Соответственно, при введении отдельной должности выбор названия остается на усмотрение заказчика. Оформление на работу производится путем заключения с работником нового трудового договора.

Какие требования к управляющему установлены в 2019-2020 годах

Контрактным управляющим не может быть назначено любое лицо. Передача сотруднику функций будет правомерной, только если он (необходимо соблюдение одновременно всех перечисленных условий):

  1. Входит в число трудящихся организации-заказчика (письмо Минэкономразвития «О лицах, которые могут быть…» от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834).
  2. Получил дополнительное профессиональное или высшее образование в области закупок. В соответствии со ст. 112 закона № 44-ФЗ до 01.01.2017 достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.
  3. Не допускает конфликта интересов, т. е. не имеет близкого родства с поставщиком, выгодоприобретателем или иным контрагентом (п. 3 обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.09.2016).

Для приобретения товаров, получения услуг или выполнения работ в целях обеспечения нужд государства или муниципалитета на основании закона № 44-ФЗ создается специальная служба либо ее полномочия передаются одному или нескольким сотрудникам. Передача при этом возможна только в отношении тех трудящихся, что соответствуют установленным критериям, т. е. имеют нужный уровень образования, работают на заказчика и действуют исключительно в его интересах.

Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Особенности размещения планов-графиков устанавливается Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н (далее – Приказ).

Планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете ( размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы).

Размещение плана-графика на официальном сайте осуществляется с учетом установленных требований, среди них:

  • в наименовании плана-графика указывается: "План-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на ____ год" с отражением года, на который формируется план-график;
  • в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются, необходимая информация. Так, в частности, в столбце 4 – порядковый номер закупки (лота), осуществляемой в пределах календарного года , присваиваемый заказчиком последовательно с начала года, вне зависимости от способа формирования плана-графика, в соответствии со сквозной нумерацией, начинающейся с единицы (п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы).

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, договоры, заключенные в 2013 году, подлежат отражению в плане-графике 2013 года.

В связи с вступлением в силу 1 января 2014 года , Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " утратил свое действие.

Однако по мнению Минэкономразвития России и ФАС России, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года , осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " ", в том числе при:

  • принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
  • разъяснении положений документации о торгах;
  • осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок ;
  • заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся;
  • осуществлении контроля за соблюдением Законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Законодатель предусмотрел возможность осуществления закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера , непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в неотложной форме и применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Заказчик вправе заключить контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме ().

Отметим, что при осуществлении закупки у единственного поставщика в вышеуказанных случаях заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения ().

С целью централизации закупок, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков для заказчиков. Либо полномочия на определение поставщиков для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.

Такие уполномоченные органы, учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких органов, учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

Не допускается возлагать на такие органы, учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) ().

Местной администрацией могут быть возложены на муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько органов, учреждений полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение и приемку.

Таким образом, создание комиссии будет являться неправомерным, и для передачи полномочий по определению поставщиков для нескольких заказчиков необходимо создать отдельный орган или учреждение, либо передать такие полномочия уже существующему.

По нашему мнению, действие положений Закона № 44-ФЗ на такое юридическое лицо распространяться не будет, поскольку согласно речь идет о юридическом лице, которое непосредственно финансируе тся за счет бюджетных средств и напрямую осуществляет закупки за счет таких средств .

В Законе № 44-ФЗ содержатся требования к контрактному управляющему только в части его образования. В соответствии с ч. 6 ст. 38 закона контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Одновременно с этим предусматривает, что до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Запрета на совмещение функций конкурсного управляющего в разных организациях Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. Но при этом следует учитывать, что контрактным управляющим назначается должностное лицо заказчика , которое в свою очередь должно состоять в штате работников заказчика ().

Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика, заказчик создает комиссию по осуществлению закупок ().

Членами комиссии не могут быть:

  • физические лица, привлеченные в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации и заявок на участие в конкурсе;
  • физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе лица, состоящие в штате организаций, подавших данные заявки;
  • участники закупки, способные оказать влияние, в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки;
  • физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья, сестры, усыновители, усыновленные);
  • должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок ().

Как мы видим, законодатель ограничивает возможность влияния заинтересованных лиц, каким-либо образом связанных с участником закупки на принятие решения заказчиком о выборе поставщика.

Из этого следует, что не будут нарушены положения , если в комиссии по осуществлению закупок будет родственник руководителя заказчика.

В тоже время, заказчику предоставлена возможность осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в следующих случаях:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
  • осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.

В связи с этим вопрос, может ли наше учреждение культуры осуществить закупку у единственного поставщика согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 на сумму до 400 тыс. руб. (и не более 50% от всех закупок по плану-графику) товара который содержится в перечне предусмотренном , например, бумагу?

Пользователь под ником kulturazxz

Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими соответствующую аккредитацию ().

Следует заметить, что следуя нормам Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ " ", можно сделать вывод, что аккредитованными удостоверяющими центрами выдаются только квалифицированные электронные подписи.

Учитывая вышеизложенное, пока отсутствуют разъяснения официальных органов, по нашему мнению, Вы можете продолжить использование прежней электронной подписи до истечения срока действия сертификата ключа подписи. А в случае окончания срока действия сертификата, руководствуясь , получить усиленную неквалифицированную подпись.

Контрактный управляющий назначается заказчиком в случае, если отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Документы

Еще одно важное качество специалиста по госзакупкам — высокая работоспособность. Как уже упоминалось выше, в небольших организациях специалист по госзакупкам обычно выполняет еще функции бухгалтера, юриста или экономиста.

Должностные обязанности специалиста по закупкам 44 фз образец

Поэтому небольшой объем закупок в таких организациях будет сопровождаться дополнительной нагрузкой. А в больших организациях, где объем закупок велик, специалисту по госзакупкам придется работать за троих. Если вы не готовы к постоянной нагрузке и периодическим авралам — эта работа не для вас.

Основные понятия

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего.

Составляем должностную инструкцию для специалиста по госзакупкам

Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

Регламентирующие документы

В своей работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ;
  • гражданское и бюджетное законодательство;
  • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
  • должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения или положение о контрактном управляющем 2018 года.

Приказ о назначении

Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма также не разработана, поэтому можно составить его в свободной форме на бланке организации.

В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

Должностные обязанности

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ заключаются в следующем:

  • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
  • проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

Пример должностной инструкции

При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

Сфера госзакупок — одна из самых динамичных в современном законодательстве. При этом санкции (в том числе и персональные) за несоблюдение законодательства в этой сфере достаточно велики. Однако количество людей, желающих получить должность специалиста по госзакупкам, не уменьшается — видимо, потому что молодые люди часто не до конца представляют себе, что именно должен знать и уметь специалист по госзакупкам и что входит в его непосредственные обязанности.

Попробуем кратко рассказать о том, что должен знать и уметь начинающий специалист по госзакупкам

Какое образование должен иметь специалист по госзакупкам

Осенью 2015 года в этой области наконец был наведен порядок. Если раньше понятия «контрактный управляющий» или «специалист по госзакупкам» были только общими фразами, а люди, которые занимались госзакупками, занимали должности юристов, экономистов или бухгалтеров, то теперь существует целый ряд должностей с требованиями к их соискателям.

Общими требованиями являются: наличие высшего или среднего профессионального образования (в зависимости от должности), повышение квалификации или прохождение программы переподготовки, а также наличие опыта работы. Подробно эти требования изложены в профессиональных стандартах.

Как правило, чаще всего специалистами по госзакупкам становятся люди с юридическим, экономическим или бухгалтерским образованием. Причем в небольших организациях работа с закупками им достается в придачу к их основным обязанностям. И только крупные организации (как заказчиков, так и поставщиков) могут себе позволить отдельного сотрудника или даже целую контрактную службу.

Какими знаниями должен обладать специалист по госзакупкам

Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Для начала будущий специалист по госзакупкам должен обладать хотя бы поверхностными знаниями в таких сферах, как юриспруденция, бухгалтерия и договорная работа. Если этих знаний нет, работа может оказаться не по силам, особенно если человеку предстоит стать единственным специалистом по госзакупкам в организации. Также важно хотя бы немного разбираться в специфике деятельности организации.

Эти требования обусловлены тем, что люди, занимающиеся закупками со стороны заказчика, должны планировать необходимые закупки, осуществлять их, заключать договоры, а затем принимать работы, товары, услуги и оформлять соответствующие документы. А специалисты, работающие на стороне поставщиков, должны заниматься поиском интересующих их организацию закупок, подготовкой предложений, заключением договоров и т. д., поэтому, чтобы найти подходящую закупку, нужно понимать, что именно ваша организация предлагает.

Следующий этап — прохождение курсов повышения квалификации по госзакупкам. Для специалистов, работающих со стороны заказчика, этот этап обязателен (если посмотреть предлагаемые вакансии, наличие удостоверения о повышении квалификации является чуть ли не единственным обязательным требованием к соискателям этой должности). Для специалистов, которые хотят работать в сфере госзакупок со стороны поставщика, этот этап желателен, т. к. без него разобраться во всех хитросплетениях ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и других смежных законодательных актах крайне сложно.

При этом следует понимать, что прохождение курсов не сделает вас настоящим специалистом. Курсы дадут вам теоретические и, возможно, немного практических знаний, которые вам предстоит дополнять самостоятельно. А потому — пара слов о личностных характеристиках.

Какими качествами должен обладать специалист по госзакупкам

Банально, но специалист по госзакупкам должен быть очень внимательным человеком. Это та самая сфера, где ошибка в дате может привести к огромным штрафам как на организацию, так и лично на человека, допустившего ошибку. Невнимательное прочтение документации со стороны поставщика может привести к тому, что его организацию не допустят к участию в очень выгодном тендере или, что еще хуже — к тому, что организация не сможет выполнить взятые на себя обязательства и попадет в реестр недобросовестных поставщиков, лишившись возможности принимать участие в госзакупках.

Так как законодательство о госзакупках имеет привычку регулярно меняться, человек, работающий в этой сфере, должен обладать хорошей обучаемостью. Постоянное повышение квалификации (речь не только о курсах, но и о самообразовании) — неотъемлемая часть работы специалиста по госзакупкам.

Еще одно важное качество специалиста по госзакупкам — высокая работоспособность.

Должностная инструкция

Как уже упоминалось выше, в небольших организациях специалист по госзакупкам обычно выполняет еще функции бухгалтера, юриста или экономиста. Поэтому небольшой объем закупок в таких организациях будет сопровождаться дополнительной нагрузкой. А в больших организациях, где объем закупок велик, специалисту по госзакупкам придется работать за троих. Если вы не готовы к постоянной нагрузке и периодическим авралам — эта работа не для вас.

Re: Включение контрактного управляющего в штатное расписание

AlenaKukolkina » 08 сен 2016, 11:24

AlenaKukolkina писал(а):Необходимо ли включать контрактного управляющего в штатное расписание? Необходимо ли вводить отдельную штатную единицу?

Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (см. ч.ч. 1 — 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
Поэтому возложение на работников функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, возможно только в соответствии с трудовым законодательством (см. также ответ на вопрос 2 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782, должностное лицо, на которого возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования должностей в штатном расписании. Соответственно, заказчик может как вводить в штатное расписание отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего, так и не делать этого.
В зависимости от того, вводятся ли в штатное расписание отдельные должности, различаются и способы возложения на работников контрактной службы, контрактного управляющего необходимых функций и полномочий. При этом новые штатные единицы могут вводиться как в случае образования контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения, так и в случае, когда такое подразделение не образуется. Кроме того, в каждом из названных случаев можно возложить обязанности работника контрактной службы на уже работающего сотрудника.
Более того, по мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 04.06.2015 N Д28и-1514, функциями контрактной службы может быть наделено уже существующее структурное подразделение, причем оно не обязательно должно носить наименование "контрактная служба" в штатном расписании (см., например, п. 5 Положения о контрактной службе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2014 N 51, в соответствии с которым контрактной службой является отдельное структурное подразделение — Департамент управления делами).
Рассмотрим каждый из способов возложения на работников указанных в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ функций и полномочий.

1. В штатном расписании заказчика введены отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае подразумевается наличие в штатном расписании заказчика самостоятельных штатных единиц.
Занятие вакантных штатных единиц работников контрактной службы, контрактного управляющего может быть произведено любым из предусмотренных Трудовым кодексом РФ способов, а именно путем:
— заключения c работником трудового договора по основному месту работы или по совместительству (внутреннему или внешнему);
— перевода уже работающего сотрудника на соответствующую должность в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 — 72.2 ТК РФ.
Также возможно поручить уже работающему сотруднику дополнительную работу по должности работника контрактной службы или контрактного управляющего путем совмещения должностей в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В такой ситуации штатная единица останется вакантной.
Во всех этих случаях работа по должности работника контрактной службы, контрактного управляющего является оплачиваемой (часть первая ст. 15, часть первая ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).

2. В штатном расписании заказчика не предусмотрено отдельных должностей работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае выполнять обязанности работников контрактной службы, контрактного управляющего могут только уже работающие на других должностях работники заказчика.
Если изначально должность работника не предполагает выполнение функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, то в рамках трудовых отношений необходимо изменить условия трудового договора по соглашению сторон в обычном порядке в соответствии со ст. 72 ТК РФ, а также должностную инструкцию. Изменение заработной платы в этом случае также производится по соглашению сторон. При этом нормы Трудового кодекса РФ, обязывающие увеличить заработную плату при изменении круга обязанностей работника, отсутствуют.
Если же трудовые обязанности, выполняемые работником в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией, не отличаются от тех, которые он должен выполнять после получения статуса работника контрактной службы или контрактного управляющего, то с точки зрения Трудового кодекса РФ трудовая функция не меняется, а значит, отсутствует необходимость внесения изменений в ранее заключенный с таким работником трудовой договор.
Тем не менее внести изменения в трудовой договор в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ, потребуется, если принято решение о:
— переименовании должности работника;
— переименовании структурного подразделения, в котором работает сотрудник, если условие о структурном подразделении является условием трудового договора.

Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н.
Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, данные профессиональные стандарты обязательны к применению. Следует отметить, что указанные профстандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона N 44-ФЗ. Так, например, в отношении работников, выполняющих обязанности, отнесенные к отдельным обобщенным трудовым функциям, предусмотрены требования к опыту работы.

Специалист по закупкам

Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон N 44-ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 N Д28и-1744.AlenaKukolkina Специалист Государственного комитета РТ по закупкам Сообщения: 450Зарегистрирован: 01 июл 2014, 06:34

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Агент по закупкам

Должностные обязанности. Осуществляет работу по закупке у населения сельскохозяйственной продукции собственного производства в соответствии с заключаемыми договорами, определяющими характер и объем поставок, а также их оплату. Выезжает в сельскохозяйственные районы, выявляет потенциальных поставщиков (продавцов) производимой ими продукции, заключает договоры купли-продажи. Проводит разъяснительную работу среди населения о порядке заключения договоров купли-продажи на обоюдно-выгодных условиях, принимает меры по установлению долгосрочных связей с производителями сельскохозяйственной продукции. Осуществляет контроль качества приобретаемой продукции. Оформляет в соответствии с установленным порядком документацию на закупаемую продукцию, заказывает контейнеры и транспортные средства для ее перевозки. Контролирует наличие необходимых приспособлений и санитарное состояние транспортных средств, предназначенных для перевозки, правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ и рациональное размещение продукции.

POINT-V.RU

Отправляет закупленную продукцию в адрес поручителя, сопровождает грузы в пути следования, соблюдая санитарные требования и правила хранения продукции при транспортировке, содействует их своевременной доставке. Следит за соблюдением требований охраны труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Сдает доставленную продукцию, оформляет установленную приемосдаточную документацию.

Должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, касающиеся порядка заключения договоров с поставщиками; основы рыночной экономики; организацию работы по закупкам сельскохозяйственной продукции; основы трудового, финансового и хозяйственного законодательства; методы делового общения; методы и средства определения качества закупаемой продукции; организацию погрузочно-разгрузочных работ; правила и порядок приемки, отправки и сдачи продукции, заказа контейнеров и транспортных средств; условия хранения и перевозки закупаемой продукции; формы и порядок оформления приемосдаточных документов; основы организации труда; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Агент по закупкам» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция агента по закупкам, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Все статьи Контрактная служба и контрактный управляющий как инструмент реализации принципа профессионализма заказчика в контрактной системе Российской Федерации (Андрианова В.Н.)

Основным преимуществом Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) является его нацеленность на повышение профессионализма кадров в сфере государственных закупок и, как следствие, переход к осуществлению закупок на профессиональной основе.

Статья 9 Закона N 44-ФЗ закрепляет принцип профессионализма, который означает, что деятельность в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться с привлечением квалифицированных специалистов, которые обладают теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики обязаны принимать меры по поддержанию и соответственно повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, которые осуществляют свою деятельность в сфере закупок. Одним из способов являются курсы повышения квалификации сотрудников и профессиональная переподготовка в сфере закупок.

Однако, на наш взгляд, наиболее продуктивным способом подготовки квалифицированных кадров, занятых в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, будет создание отдельных кафедр на юридических факультетах вузов России. Таким образом, сотрудник более глубоко изучит специфику данной работы, а после выпуска будет повышать уровень своих познаний в части изучения новелл законодательства Российской Федерации. Представляется необходимым разработать программу обучения по подготовке высококвалифицированных специалистов по закупочной деятельности. Это позволит увеличить уровень оказываемых услуг всем контрагентам закупочной деятельности.

В международной практике существуют различные подходы к обучению сотрудников закупочных подразделений. Имеются примеры, когда специализацию закупки можно получить в бакалавриате и магистратуре. Например, в Соединенных Штатах Америки существует несколько крупных образовательных учреждений, таких как Arizona State University, Bowling Green State University, George Washington University, Miami University, Michigan State University и Western Michigan University, где можно получить степень бакалавра по специализации: закупки, материалы, поставки, цепи поставок, управление логистикой. Кроме того, некоторые учреждения предлагают сертифицированные программы или курсы, связанные с закупками, как для студентов очного отделения, так и заочного. Ряд учебных заведений, в том числе Arizona State University, Michigan State University и Howard University, предлагают специализацию по управлению цепями поставок как часть специализации MBA. В Канаде Richard Ivey School of Business уже более десяти лет предлагает курс по закупкам и поставкам как для выпускников с высшим образованием, так и для людей с более высоким уровнем подготовки. В ряде университетов, в частности HEC, Laval и Victoria, можно получить высшее образование по этим специальностям.

Следует также отметить, что в сентябре 2015 г. Министерством труда и социальной защиты России утверждены профессиональные стандарты специалиста и эксперта в сфере закупок, разработанные во исполнение ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и призванные обеспечить принцип профессионализма заказчика. Согласно ст. 195.3 ТК РФ, которая вступит в силу с 1 июля 2016 г., обязательными такие стандарты (они установлены и в ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ) будут только в части требований образования в сфере закупок. Согласно данной норме Закона работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Профессиональные стандарты подразделяются на четыре уровня классификации — 5-й, 6-й, 7-й, 8-й. Обладателем 8-го уровня может стать человек, имеющий опыт работы в сфере закупок не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет на руководящих должностях.

Принцип профессионализма проявляется в обязанности заказчиков создать контрактные службы или назначить контрактных управляющих.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн. руб., создают контрактные службы. В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий) (ч. ч. 1, 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Указанная норма не запрещает заказчикам, совокупный объем закупок которых не превышает 100 млн. руб., создавать контрактные службы. Речь идет об индивидуальном подходе каждого заказчика, учитывая специфику деятельности и распределения обязанностей в организации. Однако, на наш взгляд, создание контрактной службы организует работу заказчика наиболее рациональным способом, следовательно, создание службы в указанном случае положительно повлияет на процедуру закупок. Если же у заказчика совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн. руб. и не создана контрактная служба, то согласно ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ он обязан ввести в структуру организации контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок. То есть, по сути, контрактный управляющий — это сотрудник организации заказчика, который единолично осуществляет функции контрактной службы.

Согласно Закону N 44-ФЗ работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, тогда к членам комиссии по осуществлению закупок предъявляется требование о прохождении профессиональной переподготовки или повышения квалификации в сфере закупок, а также наличия специальных знаний, относящихся к объекту закупки. То есть более 50% от числа членов комиссии должны быть обучены и иметь документ, который подтверждает пройденное повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Как нам представляется, в целях надлежащей реализации принципа профессионализма заказчика (ст. 9 Закона N 44-ФЗ) необходимо законодательно предусмотреть единые правовые требования к образовательному уровню лиц, осуществляющих закупки.

Контрактные службы заказчика действуют в соответствии с положением (регламентом), который был разработан и утвержден на основании Типового положения (регламента), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 631. На сегодняшний день такие положения у всех заказчиков разработаны и утверждены.

В соответствии с типовым положением к объему полномочий контрактных служб относятся:

— планирование закупок;

— организация на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— обоснование закупок;

— обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

— обязательное общественное обсуждение закупок;

— организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;

— привлечение экспертов, экспертных организаций;

— подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;

— подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

— рассмотрение банковских гарантий и организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии;

— организация заключения контракта;

— организация приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, обеспечение создания приемочной комиссии;

— организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

— взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;

— организация включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе);

— направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);

— участие в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и осуществление подготовки материалов для выполнения претензионной работы.

Как следует из приведенного перечня, контрактная служба имеет немало полномочий, и соответственно, профессионализм сотрудников, которые осуществляют данные функции, должен им соответствовать и расти.

В то же время обозначенное типовое положение носит рамочный характер и, соответственно, перечисляет полномочия и функции контрактной службы, но не определяет порядок действий для их осуществления. На наш взгляд, для эффективного функционирования контрактной службы необходимо разработать регламент действий контрактной службы. Он позволит регулировать отношения, возникающие при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчика, определять действия контрактной службы для осуществления своих полномочий, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями заказчика, в том числе с комиссиями по осуществлению закупок (при планировании закупок, определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при заключении и исполнении государственных контрактов).

Важным элементом проведения закупки для заказчика является организация осуществления закупки. Она, как известно, начинается с осуществления ее планирования и подготовки планов закупки, планов-графиков, их согласования.

Контрактной службе заказчика необходимо вести внутренний реестр закупок, которые им осуществляются. Данный реестр упорядочивает и фиксирует все документы закупки, обеспечивает их взаимосвязь. Каждой закупке перед формированием извещения об осуществлении закупки присваивается индивидуальный номер, что позволяет ее идентифицировать.

Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" устанавливает порядок формирования контрактной службы. В частности, в состав контрактной службы входят не менее двух человек, должностные лица или работники контрактной службы, которые набираются из числа работников заказчика.

Контрактную службу возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности заказчиком.

Существует несколько вариантов создания контрактной службы: образование отдельного структурного подразделения или утверждение заказчиком постоянного состава своих работников, которые выполняют функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Должностные обязанности сотрудника контрактной службы и контрактного управляющего должны быть отражены в должностных инструкциях. В частности, в настоящее время не установлены специальные нормативные требования к локальным нормативным актам, регулирующим деятельность контрактного управляющего. Поэтому на практике должностные обязанности данного сотрудника определяются в трудовом договоре и конкретизируются в должностной инструкции.

Должностная инструкция, регулирующая деятельность контрактного управляющего, утверждается приказом руководителя организации-заказчика, и данный работник знакомится с ней под роспись. Она охватывает все полномочия, предусмотренные ст. 38 Закона N 44-ФЗ, которые при необходимости подлежат уточнению (конкретизации).

Полагаем, что, так как ст. 38 Закона N 44-ФЗ допускает расширительное толкование, на контрактного управляющего могут быть возложены обязанности, данной нормой не предусмотренные. Они не должны мешать ему выполнять обязанности, предусмотренные ст. 38 данного Закона. Впрочем, некоторые положения этой нормы, как правило, придется дублировать. Например, требование об образовании в трудовом договоре и должностной инструкции целесообразно сформулировать так, как оно изложено в ч. 6 анализируемой ст. 38: "высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок". Учитывая, что в настоящее время законодатель не устанавливает каких-либо конкретных требований к высшему или дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок, на практике таким образованием считается любое образование соответствующего уровня, имеющее прямое отношение к закупкам (причем, судя по формулировке Закона, не обязательно именно к госзакупкам).

Как отмечалось, согласно ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 2016 г. контрактный управляющий должен иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В 2016 г. контрактным управляющим необходимо будет переучиться по новой федеральной учебной программе.

В должностной инструкции необходимо также отразить, что информация о контрактном управляющем размещается в конкурсной документации (п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ), документации об электронном аукционе (п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ), извещении о проведении запроса котировок (п. 4 ч. 1 ст.

Должностная инструкция экономиста по закупкам

73 Закона N 44-ФЗ), документации о проведении запроса предложений (п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Полагаем, что при разработке рассматриваемой должностной инструкции можно использовать обозначенный ранее проект типового положения (регламента) контрактной службы, подготовленный и опубликованный Минэкономразвития России. При этом следует учитывать, что ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ не разграничивает полномочия контрактного управляющего и контрактной службы, они во многом идентичны. Это касается и полномочий комиссии по осуществлению закупок. Например, к полномочиям контрактного управляющего отнесено обеспечение осуществления закупки, в том числе заключение контрактов (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Указанное полномочие может быть отнесено и к функциям комиссии по осуществлению закупок. Следовательно, в случае превышения совокупного годового объема закупок 100 млн. руб. полномочия по размещению заказа будут одновременно осуществлять заказчик, контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок или, если контрактная служба заказчиком не создается, — заказчик, контрактный управляющий и комиссия по осуществлению закупок.

С учетом изложенного считаем целесообразным разграничить в Законе N 44-ФЗ полномочия заказчика, контрактной службы, контрактного управляющего и комиссии по осуществлению закупок, а также восполнить недостаток законодательства в части определения полномочий руководителей заказчика и руководителей контрактных служб. Отсутствие в Законе такого разграничения является препятствием для привлечения данных должностных лиц к ответственности за нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Таким образом, правовое регулирование Закона N 44-ФЗ имеет четкую направленность на повышение профессионализма кадров, что, на наш взгляд, станет особенно важным фактором в процессе перехода на закупки в электронной форме.

Литература

1. СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
2. Управление закупками и поставками: Учебник / М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон. Пер. с англ.; под ред. Ю.А. Щербанина. 13-е изд. М.: Юнити-Дана, 2012.
3. СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.
4. Юдина М. Знания — сила // Информационно-аналитическое издание "Бюллетень оперативной информации "Московские торги". 2015. N 14. С. 34 — 35.
5. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография. М., 2016. С. 85.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

В соответствии с требованиями закона о контрактной системе контрактные управляющие должны иметь образование в сфере закупок. У госзаказчиков часто возникают вопросы каким это обучение должно быть в соответствии с текущим законодательством, в какой форме его можно получить? Ответы вы найдете в статье.

Управление государственными и муниципальными закупками ( , , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Для проведения закупок заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу . Выбор между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок заказчика. Если совокупный годовой объем закупок у организации более 100 млн. рублей, то назначается контрактная служба. Если менее 100 млн. рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ), то - контрактный управляющий.

Неважно, будет ли это специальное структурное подразделение или просто контрактный управляющий, обучение, согласно федеральному закону № 44-ФЗ, является обязательным для тех, кто занимается закупками.

Вопрос: В связи с созданием контрактной службы у нас в организации произойдет увеличение штата на 2 человека, которые не успевают пройти обучение, по сколько единицы вводятся с первого января, будeт ли нарушением если мы их отправим на повышения квалификации в январе?

Ответ: Новых работников вы можете направить на обучение госзакупкам после того, как приняли их на работу. При необходимости сможете запросить справку из учебного центра о том, что работники проходят обучение в настоящее время.

Что нужно знать об образовании в сфере закупок

От контрактных управляющих всегда требовался определенный уровень образованности и профессионализма, принцип которого закреплен в ст. 9 Закона № 44-ФЗ. То есть, заказчик должен привлекать к работе только квалифицированных специалистов, так как в их в обязанности входит обеспечение всего процесса закупки, начиная от планирования до утилизации. Более того, контрактный управляющий обязан теперь просчитывать риски и возможные последствия его решений. Речь идет нередко о стратегических управленческих решениях этих сотрудников.

Сейчас обучению госзакупкам необходимо уделять еще больше внимания по причине усиления государственного контроля над закупочной деятельностью. Кроме того, сама работа становится сложнее, появились многие дополнительные обязанности и тонкости. Руководитель должен уделить важному вопросу значительное внимание и уже одного участия в семинарах и вебинарах недостаточно.

Как известно, с 1 января 2017 года закон обязал все контрактные службы и контрактных управляющих иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок. Несоответствие этим требованиям грозит увольнением контрактного управляющего. Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждает удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ).

Обучение контрактных управляющих регламентировано методическими рекомендациями, содержащимися в письме МЭР № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки № АК-553/06 от 12 марта 2015 года. Согласно этого документа, повышение квалификации в сфере закупок по 44-ФЗ должно проводиться по мере необходимости, но не реже, чем раз в 3 года. То есть, мало получить высшее и дополнительное профессиональное образование, необходимо постоянно эти знания обновлять.

Минимальный срок освоения курса «Управление закупками» — не менее 108 часов. Для руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по программам повышения квалификации — 40 часов.

В том случае, если есть опыт работы, но отсутствует профильное образование, повышения квалификации будет недостаточно. Рекомендуется пройти профессиональную переподготовку. Длительность курса должна быть не менее двухсот пятидесяти часов. Допустимо прохождение стажировки на своем рабочем месте.

Где пройти обучение по 44-ФЗ

Высшее и среднее специальное очно-заочное обучение можно получить в профильном учреждении образования. Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя как лекционные курсы, так и практический блок.

В последние годы набирает популярность дистанционное обучение. Это особый вид дополнительного образования. Слушатель не посещает учебное заведение и общается с преподавателями с помощью Интернета. В современных условиях, когда сотрудники не всегда могут оторваться от работы или уйти в отпуск — это отличная возможность повысить квалификацию. Слушатель сможет самостоятельно распоряжаться своим временем и учебным процессом, изучая полученные от преподавателя методические материалы. После освоения материала он отчитывается, сдавая зачеты в виде тестов в сети Интернет.

Наши специалисты подготовили программы обучения как для заказчиков, так и для поставщиков. Есть программы для новичков, которых надо обучить с нуля, и для тех, кто в закупках не первый год.

Преимущества обучения в Школе электронных торгов:

  1. Методические материалы к видеолекциям,
  2. Ответы на ваши вопросы от экспертов в области закупок,
  3. Точное соответствие профстандартам.

Как учиться на курсах в — смотрите в видеоролике.

Подытожим сказанное. В последние годы сфера государственного заказа становится очень популярной. Специалистов, отвечающих требованиям 44-ФЗ по уровню образования и уровню профессионализма, становится все больше. Благодаря их качественной работе, компания сможет повысить свою производительность, конкурентоспособность и эффективность. Поэтому работодателю стоит уделить особое внимание обучению контрактных управляющих и всячески способствовать повышению квалификации и профпереподготовке своих сотрудников.

Наши эксперты рассматривают самые актуальные и важные темы. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.