«Мудрость народная». Конкурсная программа для детей по мотивам русского фольклора. Сценарий игровой программы «По страницам русского фольклора… План мероприятий фольклорные игровые программы для дошкольников

Сценарий конкурсно- игровой программы для детей «День русских забав»

Данная методическая разработка мероприятия предназначена для работы с детьми школьного возраста.

Цель - активизация детей к совместной деятельности.

В зале всех встречают скоморохи :

Заходи, честной народ,

В зал, где много игр вас ждёт!

В день забав повеселимся,

Поиграем, порезвимся!

Будем вместе забавляться,

Танцевать и развлекаться!

Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!

Скоморох 1:

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Скоморох 2 :

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

Скоморох 1:

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Ведущая:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела -

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Ребята, как вы думаете, как развлекались и отдыхали от работы люди на Руси в старые давние времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров..? (ответы детей)

Да, люди играли. А весело играть получается не в одиночку, а когда много участников игры!

Для начала наши скоморохи загадают вам «Богатырские загадки», ведь в народе русском всегда любимы сказки о богатырях. А мы с жюри (представление жюри) проверим вашу смекалку.

Игра «Богатырские загадки» (загадки имеют богатырскую специфику. Сначала предлагаются несложные и забавные задания).

Богатырская цифра (три);

Не один в поле (воин);

Ведьмолёт (помело);

Отчество Змея (Горыныч);

Ну, а теперь пойдут загадки посложнее- старинные! Справитесь?

5. Чёрное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);

6. Зубов много, а ничего не ест (гребень);

7. Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);

8. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (стол);

9. Не крылата, а перната, как летит, так и свистит, а сидит, так молчит (стрела);

10. Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки).

Молодцы! Справились достойно!

Давайте вспомним ещё раз о богатырях. Без кого не может богатырь отправиться в далёкие края на исполнение благих дел? (ответы детей). Правильно, у богатыря обязательно должен быть хороший конь, который тоже должен быть крепким и сильным, готовым к любым испытаниям.

Эстафета «Переездной конь»

Все участники делятся на две команды: одни - "кони", другие - "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" - "лошадками".

Вот мы и посмотрели каковы наездники и кони бывают в бою. А теперь проверим вашу ловкость и быстроту!

Эстафета «Бег в калошах»

Для эстафеты используются калоши 45-го размера. Игрокам необходимо добежать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему участнику.

Скоморохи: Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,
Да складно, быстро повторяйте.

*Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

*Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.

Следующее состязание нам покажет силу и ловкость участников.

«Бой петухов»

Игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Ведущий : А теперь отгадайте такую загадку:

В этом доме печь стоит,

Да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда-

Не метёт он никогда.

Уважают в доме жар,

А хозяин в доме - пар.

(Баня)

Конкурс «Русская баня»

Кто попариться желает

Кто парную уважает,

Приходи скорей-

Есть и веник, и вода,

Веник в руки и, как встарь,

Сам соперника попарь.

Побеждает только тот,

Кто веник быстро обобьёт!

(По два человека «парятся» вениками из газеты)

Конкурс проходит под музыкальное сопровождение- песня «Русская баня»

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох: Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат.

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

(Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту).

Игра со всем залом.

Я вас по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать ее окончание.

1. Семь раз отмерь. (один раз отрежь) .

2. Без труда. (не вытащишь рыбку из пруда) .

3. Дареному коню. (в зубы не смотрят) .

4. Один в поле. (не воин) .

5. С кем поведешься,. (от того и наберешься) .

6. Слово не воробей. (вылетит не поймаешь) .

7. Лучше синица в руках,. (Чем журавль в небе) .

8. Не имей сто рублей,. (а имей сто друзей) .

9. Любишь кататься,. (люби и саночки возить) .

10. Поспешишь. (людей насмешишь) .

Продолжаем наше состязание. Следующий конкурс- русская народная игра «Прыжки».

Для игры нужно наметить линию, это будет линия старта. Игроки по очереди прыгают с места в длину. Представитель первой команды прыгает от линии старта, место, куда он приземлиться, отмечается. Представитель второй команды должен прыгать от линии отметки в противоположную сторону. И так пока не прыгнут все игроки. Чья команда победит зависит от прыжка последнего игрока. Если игрок приземлится за линией старта, то команда, которой принадлежит этот игрок, выигрывает, если же игрок не допрыгнет до линии старта и приземлится перед ней, то его команда проигрывает.

А теперь ответьте мне: какая обувь является визитной карточкой Руси? (лапти). Правильно!

Конкурс «Лапти».

Участники снимают с одной ноги обувь и относят в указанное место. Далее все выстраиваются в колонны, а ведущий перемешивает обувь. По сигналу старта каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!

Эстафета «У Салохи»

Конкурс по мотивам известного произведения Н. В. Гоголя. Салоха «упаковывает» всех своих поклонников в мешки так, чтобы мешок доходил до пояса, а одна рука его придерживала. Участники должны по очереди доскакать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему.

«Брось предмет в цель»
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели.
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом.
Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину.
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил.
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

Игра с залом «Пол, нос, потолок»

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Конкурс капитанов: Борьба «вручную»
Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника.
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие.
Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции - проиграл.

Конкурс «Достань яблоко»
Для игры необходим большой таз с водой.
В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды.

Жюри подводит итоги.

Пока жюри подводит итоги, я приглашаю всех желающих поиграть в русскую народную игру «Ручеёк»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Озвучивание жюри результатов состязания.

Скоморох 1:

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались,

С настроеньем все остались!

Литература:

1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Учебно-методическое пособие 2006г.

2 « Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т.И.Осокиной 1988 г.

3 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»-составители: Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.П.Бабурова. 1998г.

4 «Музыкальная палитра»-№7. 2010г.

С Ц Е Н А Р И Й

Фольклорной игровой программы для детей

«МАТРЁШКИНЫ ЗАБАВЫ».

Звучит народная музыка. Ребята сидят на стульях.

Выходят Ведущая и Матрёшка.

Вед. Добрый день, дорогие ребята!

М-ка. Здравствуйте, доброго вам здоровьечка!

Вед. Наша сегодняшняя программа называется «Матрёшкины забавы», и вы

Все, наверное, догадались, о чём пойдёт речь.

М-ка. Сегодня мы с вами немного вспомним о наших русских народных

Традициях, о народных играх, забавах и конечно игрушках, которые

Сохранили сою значимость и в наш прогрессивный 21 век.

Вед. А мне бы вот очень хотелось узнать у вас, какие вы знаете народные

Игры? Игрушки? (отвечают). Правильно, а может кто-нибудь знает как

Появилась матрёшка? (отвечают).

М-ка. Тогда послушайте. «В некотором царстве, в нашем государстве жил-

Был богатый и мудрый купец. Однажды отправился он в дальние

Страны, и приехал в страну восходящего солнца – Японию. Удачно

Торговал он соболями да куницами, жемчугом скатным и другим

Красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что

Тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку –

Монаха, да не простой был монах, дотронешься до него – он качается,

Как будто своему богу Будде молится.

Когда приехал купец домой, пошёл он к мастеру-игрушечнику и

Показал ему затейливую игрушку, да попросил сделать к утру такую

Же игрушку. Мастеру игрушка очень понравилась, да только

Показалась она непонятной нашим детям. Тут в избу прибежала

Мастерова дочка Матрёна, с любимым другом петушком, взяла

Игрушку и стала играть ей. Смотрит мастер на Матрёну и думает: Вот

Сделаю». И стал точить из дерева куколку. Выточил, да расписал:

Платочек, сарафанчик – как у Матрёны, и даже петушок в руках. Одну

Куколку для купца сделал, одну для Матрёны. Вот так Матрёшка и

Появилась.

Вед. Да, но настоящая матрёшка внутри себя ещё подружек прячет, а в твоей

Сказке ничего про это не говорится.

Отца и скорей – подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к

Мастеру, все просят такую же матрёшку, сделал он всем по куколке, а

Сам задумался. Вон сколько у Матрёны подруг, дай-ка сделаю разных

Кукол и всех в одну вложу, будет Матрёшка с секретом. Выточил он

Кукол и расписал их нарядными, красивыми, будто они пришли к

Матрёне на именины в цветных платочках и сарафанах.

Вед. А я знаю, что Матрёшка и по сей день празднует свои именины, 9

Апреля. И на её именинах всегда водят хороводы, играют в разные игры.

Думаю и нам пришло время начать веселье.

М-ка. А давайте играть деревня на деревню, как в старые времена.

Вед. Тогда одна половина зала будет деревней Сорокино и буду я в ней жить

– другая половина – Воронино, где будет жить Матрёна. Согласны? Ну и

Прекрасно!

М-ка. Как зовут нас вы все прекрасно знаете, а вот как зовут всех вас мы

Сейчас тоже узнаем!

Вед. А жителей моей деревни Сорокино величать будут ПЕТЬКИ.

М-ка. А жителей моей деревни Воронино звать будут ВАСЬКИ. Запомнили?

Вед . Проверим, жителей какой деревни больше. Кто громче и дружнее

Кричит, тот и победит.

Одна половина кричит: Петьки, другая половина: Васьки.

М-ка. По-моему и тех и других много. По одному очку каждая деревня

Получает.

Вед. Матрёна, на тебя посмотреть – глаз радуется. Сразу видно, что на

Праздник собралась, а вот ребята после школы пришли нарядиться не

Успели. Что же делать будем?

М-ка. А я сама нарядилась и ребятам кое-что прихватила. Вот каждой

Деревне по коробочке, в каждой коробочке лежать ленточки, девочкам

На голову, мальчикам на шею повязать можно.

Вед. Хорошо, каждая деревня получат по коробочке, и мы посмотрим, какая

Деревня быстрее и краше нарядится!

Конкурс «А МОЯ ДЕРЕВНЯ КРАШЕ».

М-ка. Ой, да молодцы! Какие нарядные да красивые.

Вед . Русская пословица говорит: «По одёжке встречают, по уму провожают».

М-ка. Ты к чему это клонишь?

Вед. Я к пословицам клоню, это ж народные мудрости, но не всегда их все

Знают и понимают.

М-ка. А давай мы проверим сейчас, какая деревня лучше в пословицах

Разбирается. У меня вот здесь пословицы на половинки разделились, а

Где начало, где конец, ничего не понятно.

Конкурс «НАРОДНАЯ ПОСЛОВИЦА».

Команды получают половинки пословиц, нужно правильно собрать пословицу.

М-ка. С пословицами ребята справились, всё распутали, а вот как они с моей

Змейкой справятся, даже не знаю.

Вед. Так давайте поиграем и узнаем.

Игра «ЗМЕЙКА».

Все играющие берутся за руки, впереди Матрёна, которая водит всю цепочку змейкой, обходя препятствия, делая петли, спирали, в конце большие закручивания и раскручивания спирали.

Вед. Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам стать на время мастерами и

Сделать своими руками красивых матрёшек. Я думаю, что и в Сорокино,

И в Воронино найдутся умельцы. (Выбрать из каждой команды по 3 – 4

Человека).

Конкурс « НАРЯДИ МАТРЁШКУ».

Каждому умельцу выдаётся шаблон матрёшки, клей и цветные детали, цветы для украшения.

М-ка. А пока наши умельцы украшают матрёшку, мы немного поиграем.

ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ:

Любите загадки? (Да!) Отгадайте их тогда.

А в загадках есть секрет– дайте правильный ответ.

Медлить здесь совсем не нужно, отвечайте быстро, дружно!

На заборе по утру кукарекал….(петух).

Он зимой в берлоге спит, догадались – это…(медведь).

По морю плывёт фонтан – огромный чёрный….(кит).

Серый с хоботом добряк – неповоротливый….(слон).

На юг летят по небу клином поздней осенью….(журавли).

Громко крякает в пруду, утят купая…(утка)

Хвост, как веер, расписной, и зовётся он…(павлин).

Есть мух и комаров здорова, в болоте квакает…(лягушка).

Есть яд, очки и капюшон, берегись – опасен…(кобра)

Ходит с рыжей гривой он, царь зверей, конечно…(лев).

Он толстый, как кадушка, рог на носу…(носорог).

Уколешься – нельзя задеть! Колюч уж очень наш…(ёж).

Длинный хобот – это нос, перед вами добрый …(слон).

Полосатая рубаха, живёт в саванне…(зебра).

Уши длинный, он трус, спрятался под кустик…(заяц).

Он в малине знает толк! Ну конечно, это…(медведь0.

Хвост на веер так похож, знают все, что это…(павлин).

Полосатая, как мяч, всем известно. Это…(зебра).

Взгляд трусливый и косой, и зовётся он…(заяц).

На пальму с пальмы скок да скок, бананы любит этот…(обезьяна).

Вед . Молодцы, а сейчас я предлагаю деревне Воронино и Сорокино игру на

Внимание. Но игра эта не простая, а эстафетная. Объясняю правила этой

Игры. Сейчас мы раздадим каждому по матрёшке, а на финише, в конце

Зала на полу устроим, так называемую, «полянку с матрёшками». Ваша

Задача, подбежать к этой поляне со своей матрёшкой и найти ей пару.

Конкурс-эстафета «МАТРЁШКИ-ПОДРУЖКИ».

Ребятам раздают карточки с нарисованными матрешками, а в конце зала выкладывают на пол такие же карточки(парные). Задача ребят- найти свою пару.

М-ка. А теперь давайте поиграем ещё в одну игру на внимание и быстроту

Реакции. Сначала предлагаю поиграть деревне Воронино, а потом

Будет играть деревня Сорокино. Игра эта похожа на музыкальный

Стул, только вместо стульев на полу будут лежать Матрёшки, пока

Музыка играет все ходят вокруг матрёшек, как останавливается, нужно

Взять матрёшку. Но матрёшек на одну меньше, чем участников.

Понятно?

Конкурс «МУЗЫКАЛЬНАЯ МАТРЁШКА».

Вед. Да, складывается у меня мнение, что в деревне Сорокино и Воронино

Ребята друг другу под стать. И не знаю даже что с ними ещё делать

Можно, всё-то они могут, всё умеют.

М-ка. Есть у меня одно хитрое задание, это поздравительные телеграммы,

Для Матрёшки, только слова в этих телеграммах растерялись, не все

Конечно, кое-что осталось. И задача каждой деревни – восстановить эти

Поздравительные телеграммы.

Конкурс «ТЕЛЕГРАММА ДЛЯ МАТРЁШКИ».

Вед. Матрёна, я ведь совсем забыла ещё об одной русской традиции, ведь в

Старину ни одного праздника не проходило без песен и хороводов, а

Ещё устраивались состязания в пении, кто кого перепоёт, да чей

Гармонист переиграет.

М-ка . Ну, с гармонистами у нас дефицит, а вот петь деревня на деревню, да

Кто громче и дружнее, я думаю ребята смогут.

Конкурс «ЧАСТУШКИ».

М-ка. Молодцы, ребята. Со всеми моими заданиями справились, и осталось у

Меня для вас последнее задание с сюрпризом. Но постараться нужно

Нашим деревням всем вместе. В этом зале спрятаны буквы, которые

Вам нужно будет найти и сложить из них не просто одно слово, а

Несколько. Слова эти разного цвета, например, одно слово из синих

Букв, другое – из красных. И когда вы их сложите, должны будете

Игра «СПРЯТАННОЕ УГОЩЕНИЕ».

Слова: «УГОЩЕНИЕ», «СПРЯТАНЫ», «ВАНЯ».

Ребят угощают найденным угощением, объявляют результаты игры, раздают карточки. Прощаются.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

_______________________________________________________

ДАРЁНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ.

______________________________________________

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИТЬ И РЫБКУ

ИЗ ПРУДА.

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН.

С КЕМ ПОВЕДЁШЬСЯ ОТ ТОГО И НАБЕРЁШЬСЯ.

НА БЕЗРЫБЬЕ И РАК РЫБА.

ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ.

МЯГКО СТЕЛЕШЬ ЖЁСТКО СПАТЬ.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

___________________________________________________

ЛЕС РУБЯТ ЩЕПКИ ЛЕТЯТ.

НА ВОРЕ И ШАПКА ГОРИТ.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ

ВОЗИТЬ.

РАБОТА НЕ ВОЛК В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ.

Программу разработала Карташова О.В.


Сценарий «От частушки до частушки» (фольклорная игровая программа)

Цель:

Привитие интереса к народному музыкальному фольклору;

Активизация познавательной деятельности подростков.

Предварительная работа:

В классе формируется несколько команд частушечников, которые заранее готовят частушки-сюрпризы. Из членов классного коллектива и родителей (возможно, учителей, работающих в данном классе) составляется жюри. Ведущие классного часа — юноша и девушка (Он и Она) в русских народных костюмах. Заранее подбираются музыкальные записи частушек или приглашается аккомпаниатор.

Ход классного часа

Под частушки, с пляской, выходят ведущие в народных костюмах.

А вот она и заиграла,

Разудалая моя.

А вот она опять позвала

На гуляньице меня!

А вот она и заиграла,

Заполохала опять.

Разрешите-ка, ребятушки,

Гуляньице начать!

Он: Добрый день, родные вы наши!

Она: Здравствуйте! Приветствуем вас на первом конкурсе...

Вместе: ...частушечников!

Говорят, у нас в районе (название города или села)

Просто ужас, а не жисть!

Говорят, у нас частушки

Все давно перевелись!

Что ты, Женя, что ты, что ты?!

Аль объелся каши?

Посмотри — у нас певцы

Один другого краше!

И мы с удовольствием представляем вам участников нашего конкурса!

Он: Сегодня свои частушки привезли... (Представление команд).

А так как у нас конкурс

Сегодня намечается,

То за столиком жюри

Давно нас дожидается!

А в жюри у нас люди славные!

Что поставят, то и будет — они здесь главные!

(Представление жюри).

А условия-то конкурса, ну очень, прям, строги:

После каждой номинации уходят слабаки!

Выступление команды — 5 минут, не дольше!

А оценки от жюри — пятерка и не больше!

Запевай, народ, частушки

Пофасонистей давай,

Позадористей, картинистей

Наяривай!

Вот и времечко пришло,

Пришло, пришло, приехало.

Расскажите — вас откуда

Столько понаехало?!

Вместе: Первая номинация — «Визитная карточка»! (Выступление команд)

Ах, жюри, наше жюри!

Пожури нас, пожури!

Свои строгие оценки

Побыстрее говори!

(Оценки за первую номинацию)

Она: И по условиям конкурса нас покидает команда, набравшая меньшее число баллов.

Распрекрасные вы наши,

Не печальтеся!

Не корову проиграли —

Улыбайтеся!

(Участницы одной из команд набрасываются на ведущего)

Девки кучей, девки кучей

Бросились на Женьку!

Девки, совесть ваша где?!

Оставьте мне маленько!

Девки даром, девки даром

Нонче не бросаются.

Просто следующий конкурс

Так и называется...

Вместе: Куча мала!

В данном конкурсе необходимо отгадать частушки- загадки. Ведущие напевают частушку-загадку, а каждая команда по очереди должна отгадать ее и хором прокричать ответ.

1. Вспомним мультики

Он Джафара покорил

И принцессу полюбил.

Помогает ему Джинн,

Звать героя... (Алладин)

Кто Мегавольта побеждал,

Шутя, злодеев укрощал?

Зигзагу друг, закона страж.

Ну, догадались?... (Черный плащ)

Нет спасенья от котов?

Все зовут бурундучков.

Одурачат Толстопуза

И помогут карапузам.

Нет героев их смелее,

Все зовут их... (Чип и Дейл)

Он с мультяшками знаком,

Полицейский хитрый он.

Его знаем я и ты,

Звать рысенка... (Чокнутый)

Гоблин злой опять повержен.

Герцог Икторн вновь рассержен.

Мчатся в подземелье сани,

Кто сидит в них? (Мишки Гамми)

2. Детские загадки

Стоит красный сундучок,

Его не тронешь — он молчок.

Но стоит ручку повертеть,

Он будет говорить и петь. (Радиоприемник)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он... (артист)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Тридцать три родных сестрицы

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся. (Буквы)

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями,

В строчках, на листочках.

Где станции на точках. (Книга)

Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. (Календарь)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой. (Новый год)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки. (Три поросенка)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Еж)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Не смотрел в окошко —

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко —

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Ох! Для кого-то жюри — свет!

А для кого и льдина!

Кому-то трели соловья,

А кому и песня лебедина!

(Оценки за вторую номинацию)

Он : И по условиям конкурса частушечное поле покидает команда...

Не горюйте, не печальтесь,

Наши распрекрасные!

Полюбились зрителям

Глазки ваши ясные!

Аплодисменты уходящей команде!

А мой миленький пострел

Телевизор посмотрел,

Новостишек почитал —

Сразу депутатом стал!

Моя милая залетка,

Я к те с агитацией —

Пойдем, выйдем, проведем

Политинформацию!

Вместе: Номинация «Политинформация»!

Как известно всем, подружки —

Мастерицы петь частушки.

Этот конкурс вам, друзья,

Проиграть никак нельзя!

Впрочем, в правилах для всех

Скрыты шансы на успех:

Кто в запеве опоздает,

Тот и конкурс проиграет.

(«Частушечники». Первый желающий запевает первую частушку, затем следующий поет ответную. Побеждает тот, кто больше всех споет веселых частушек.)

Веселил нас много раз

Русский танец «Перепляс».

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Выходи смелее, друг!

Плясуны, вступайте в круг!

Веселей берись за дело —

Так, чтоб все вокруг запело,

Пусть никто не усидит,

Хоть немного подробит!

(От каждой команды приглашаются по одному «плясуну». Под веселый перепляс определяется победитель.)

Она: И по результатам конкурса нас покидает еще одна команда...

Вам спасибо, дорогие,

За веселый перепляс,

И за то, что вы сумели

Позабавить танцем нас!

Вместе:

Пошла стена

На другую стену.

Кто из наших двух команд

В шуточке сильнее!

Он : Номинация «Стенка на стенку». В ней принимают участие две самые сильные команды! (Выступление команд. В этом конкурсе игроки могут задавать друг другу шутливые вопросы, а соперники — давать свои варианты ответов. Этот конкурс можно провести по аналогии с конкурсом «Разминка» в телевизионном КВН).

Вы, команды дорогие,

Не бранитеся!

Обнимитесь, поцелуйтесь,

Помиритеся!

Ах, жюри, наше жюри!

Нашу душу не трави!

Кто в частушках всех сильнее?

Побыстрее говори!

(Оценки за проведенную номинацию)

Победителю — команде

От удалой парочки,

От жюри и зрителей

Вручаем мы подарочки!

Мы отдохнули все на славу,

И победители по праву

Похвал достойны и награды,

И мы призы вручать им рады.

Благодарим вас за участье,

Вот сувениры вам на счастье!

Гляди, любуйся, принимай,

Любой по вкусу выбирай!

Все команды хороши —

Просто загляденье!

Становитесь в круг, родные,

Все для награжденья!

Всем — спасибо, дорогие,

За ваше старание!

За частушки озорные —

Наше вам внимание!

(Награждение команд)

Мини-итоги . Классный руководитель благодарит всех участников и еще раз напоминает о цели классного часа.

«МУДРОСТЬ НАРОДНАЯ» (конкурсная программа по мотивам русского фольклора).

(В оформлении зала использованы русские народные мотивы: вышивка, орнамент, русские матрешки, вязание, плетение и т.д.Желательно в музыкальном сопровождении использовать игру гармонистов и балалаечников, если же это невозможно, подобрать соответствующие записи русских народных мелодий на народных инструментах).

Ведущий (на фоне музыки).
Добрый вечер! Сегодня у нас необычный вечер необычный конкурс, посвященный русскому фольклору. Русский народ создал необычное устное народное творчество: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины о славных подвигах богатырей, а также сказки, героические, волшебные, бытовые… Итак, раскроем этот прекрасный ларец русской народной мудрости!!!
Встречаем наши команды: добрых молодцев и красных девиц.

Звучит русская народная мелодия, появляются участники команд в русских костюмах: Русская березка, Скоморохи, Петрушка, Матрешки и Балалаечники.

После представления жюри объявляется начало конкурса.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС.
РАЗМИНКА-ЗАГАДКИ.

Команды могут друг другу загадывать загадки или же их предлагает ведущий.
1. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу - соскочу-привечу. (Шапка).
2. Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка).
3. За стеной костяной, соловейко - спой. (Язык).
4. Стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес. (Человек).
5. Маленький Данилка в петелке удавился. (Пуговица).
6. Днем обручем, ночью-змеей. (Пояс).
7. В брюхе - баня, в носу - решето, на голове-пупок, всего одна рука, и та на спине. (Чайник).
8. На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака),
9. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка).
10. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько их? (Одна).

Ведущий:
Пока жюри подводит итоги первого конкурса, дослушаем русскую народную песню.

ВТОРОЙ КОНКУРС.
ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ.

Выносят колчан со стрелами. Каждая «стрела» - это свернутая в трубочку бумага, на которой написано начало пословицы, на другой - ее окончание. Командам предлагается вынуть стрелы одного цвета и сообщить, как правильно звучит пословица.
1. Царство разделится - скоро разорится.
2. Пашню пашут - руками не машут,
3. На чужой стороне - и весна не красна.
4. Конь познается при горе - а друг при беде.
5. Под лежачий камень - вода не течет.
6. И а полатях лежать - так и, ломтя не, видать.
7. Слово не стрела - а хуже стрелы разит.
8. Не сади дерева - корнем кверху.
9. Кто труда не боится - того и лень сторонится.
10. Лучше смерть на поле - чем позор в неволе.

После подведения итогов второго конкурса слышится задорная мелодия русских частушек, на фойе музыки.

Ведущий:
Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие наповал.
Сколько раз я слыхал вас, частушки,
Сколько раз я вас сам надевал.
В самоцветных припевках - Россия,
Посвист ветра, и удаль, и стать.
Никогда не выходит из моды Остроумье,
волненье в крови И цветастое слово народа…

Частушка - это не только мотив и слова, пускай и яркие, интересные, а сама жизнь, часть чьей-то памяти души. В частушках четко просматривается зоркость, остроумие, сжатость, энергичность выражения, свободное обращение со словом. Частушка-это произведение искусства, творческая удача, а то и шедевр, которые органически входит в накопленное культурное богатство, отражает душу народа. И не важно, когда она сочинена - вчера или в прошлом веке. Главное - она живет, поражает воображение и радует наши сердца.

ТРЕТИЙ КОНКУРС.
Частушки.

Задача команд - спеть как можно больше частушек. Команды поют по очереди. Если команда затрудняется вспомнить очередную частушку, она может обратиться к помощи своих болельщиков. Частушка от зрителей оценивается наравне с частушкой от команды. Команда, которая первая исчерпает свой запас частушек, окажетя в данном туре проигравшей.
Рекомендуется начать конкурс с домашних заготовок команд под аккомпанемент гармошки, балалайки, зрительские поддержки допускается прослушивать с места, если много зрителей, или же в порядке очереди вызывать их к микрофону на место состязания.
Ведущий:
Молодцы! Хорошо подготовились команды и группы поддержки. Пусть участники команд пока отдохнут, а капитанов мы приглашаем на конкурс ДРАЗНИЛОК.
Издавна от взрослых к детям переходило обыкновение давать друг другу прозвища, дразнить. Дразнилка - это разновидность детского фольклора. Дразнили нерях:«Агашка-грязная рубашка», «Степка-растрепка», осуждали нечестность: «Гришка, Гришка - украл топоришко», нерасторопность, несобранность, недогадливость, обидчивость, болтливость и т.д. Или же дразнилка создавалась и безотносительно к реальным особенностям высмеиваемого - в коротком стишке обыгрывалось имя прибавлением к нему смешного созвучия: «Архип - охрип», «Зина-корзина» и т.д. Обычай дразнить развивал чувство юмора и, что еще ценнее, открытость при выяснении отношений. Редкие ссоры сверстников были длительными. Все заканчивалось этой словесной перепалкой - кто кого, а потом возобновлялась совместная игра. Итак, командиры, кто кого.
Филя - простофиля.
Антошка – картошка.
Алешка - лепешка.
Володька - колодка
Андрей - воробей.
Егор – багор.
Зина - разиня.
Иван - болван.
Кирило - собачье рыло.
Илюха - свинячье ухо.
Маша - простокваша.
Мишка - еловая шишка.
Петька - горька редька.
Стенка - растрепка.
Федул - губы надул.
Татьяна - сметана.
Яшка - драная рубашка.
Филипп – к забору прилип.

Ведущий:
А теперь пожали друг другу руки, и – к своим командам. Нас ждет конкурс СКОРОГОВОРОК. Это тоже разновидность детского фольклора. Они развивают внимание, умение четко выговаривать сло-ва, хорошо говорить. Сейчас мы проверим, как хорошо участники команд владеют отчетливостью русской речи.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС.
СКОРОГОВОРКИ.

1. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше несли по две гроши.
2. Свинья белорыла, тупорыла, весь двор перерыла.
3. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
4. На семеры сани по семеро в сани.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна - под попом, поп - под колпаком.
6. Три корабля лавировали, да не вылавировали.
7. Идет с козой косой козел.
8. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
9. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
10. От топота копыт пыль по полю летит.
11. Летят три пичужки через три пусты избушки.
12. Стоит копна с подприкопеночком.
13. Добры бобры идут в боры.
14. У быка губа тупа. Бык, бык, тупогуб.

В перерыве звучит русская народная песня в исполнении ансамбля «Русская песня» или «Золотое кольцо».

Ведущий:
Следующий конкурс – СКАЗКА. Задание необычное. Команда представляет инсценировку сказки без звукового оформления и костюмов; разрешается пользоваться предметами, необходимыми по сюжету сказки. Команда противника без подсказки зрителей должна угадать эту сказку. Допускаются пред-варительные ответы, тогда команда представляет следующую сказку.
Рекомендуются хорошо известные всем сказки «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению, по моему хотению», «Лиса и журавль», «Три жадных медвежонка».
Ведущий:
Вот и подошел к концу наш конкурс. Мы рассмотрели самые основные виды русского фольклора и убедились, как щедр народ на выдумку, остроту, как он талантлив, разнолик, умен, находчив. Под мелодию русских песен в современной обработке все участники конкурса танцуют вместе со зрителями.

Фольклорная игровая программа

«Жили – были, хоровод водили»

Цель: расширить знания учащихся о традициях, русской народной культуре и прелести её обычаев.

Задачи:

1. Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками.

2. Формирование интереса и уважения к традициям на Руси.

3. Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа.

4. Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ведущий . Богато народное творчество пословицами да загадками, сказками да потешками, песнями да прибаутками, играми да шутками. И мы будем тому свидетелями.

1. Собирайся народ!

Интересное вас ждет:

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

2. Открываются ворота,

Выходи кому охота!

Вбегают два скомороха – Фома да Ерема

Ф. Где тут масляный праздник?

Е. Не шути проказник! Вот он - праздник!

Вместе. Здравствуйте честной народ!

Фома и Ерема низко поклонились, колпаки свалились.

Ф. Колпаки надеваем.

Е. Снова начинаем.

Вместе. Здравствуйте честной народ!

Мы пришли к вам оба: Фома да Ерема.

Ф. На праздник посмотреть

Е. С вами поиграть – себя показать.

Вместе. Да потешки рассказать.

Звучит музыка, дети рассказывают потешки (начинают Фома да Ерема)

1. - Фома, что из леса не идешь? . 2. - Ерема, у тебя дома тепло?

Да медведя поймал! - Тепло, на печи в шубе согреется можно.

Так веди сюда!

Да он не идет.

Так сам иди

Да он меня не пускает.

3. - Федул, что губы надул? 4. - Сынок, сходи за водицей на речку!

Кафтан прожег. - Брюхо болит!

Можно зашить - Сынок, иди кашу есть!

Да иглы нет. - Что ж, раз мать велит – надо идти.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

5. Инсценировка «Уля и Филя»

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

Ф: Мать прислала лепешек – оладушек.

У: А где же они?

Ф: Я их под лавку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сарафан.

У: А где же он?

Ф: Я его в печку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его повесила

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала барана.

У: А где же он?

Ф: Я его повесил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.

У: А где же она?

Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала свинью.

У: А где же она?

Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

У: Ах ты, Филя, простофиля!

А у нас…

Таракан дрова рубил, комар водушку носил,

В грязи ножки увязил.

Вошка парилася, да ударилася ненароком –

Правым боком: ребро вывихнула.

Клопы подымали, живот надорвали.

Не в том углу сидишь, не те песни поешь.

Так без запевалы и песня не поется.

Где песня льется, там легче живется.

Не спеть ли нам русскую песню «Бояре»?

Музыкальная игра «БОЯРЕ»

1. Мы вам спели от души, наши песни хороши

Хороши и шутки, шутки –прибаутки

Ведущий

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу, загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу…

1. Кто приходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят. (дверь)

2. Межи деревянные,

А поля стеклянные. (окна)

3. В избе – изба, на избе – труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идет.. (печь)

4. В небо дыра, в землю дыра,

А в середине огонь, да вода. (самовар)

5. Собой не птица, петь не поет,

Кто к хозяину идет, она знать дает. (собака)

5. И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и вряд

В шапках молодцы стоят. (грибы)

Ведущая

Не зря в народе говорится: старинная пословица, не мимо молвится!

А сейчас мы посмотрим, знают ли дети пословицы.

Игра «Собери пословицу» (на доске «рассыпалась» пословица)

1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

2. Мала пчела, и та работает!

3. Труд человека кормит, а лень портит!

4. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож!

Ой, ребята, та-ра-ра,

На лугу стоит гора.

Выходи скорей играть,

Звонки песни распевать!

Игра «Ворон»

Русская народная прибаутка

Ведущий . Затей у нас большой запас

А для кого они? Для вас.

Песни петь или играть?

Ведущая: Мы и пели, и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся детвора,

Ждёт вас русская игра!

А как нам выбрать ведущего? Правильно надо посчитаться. Какие считалочки вы знаете?

Игра «Лавочка - суковаточка»

Ведущий выбирается по считалке

Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки, луку полторы головки,

Да петрушки корешок, да капустный кочешок.

Потеснись – кА ты, капуста, от тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три, огонь зажжем, кочерыжка, выйди вон!

Дети садятся на лавочку. Водящий прохаживает мимо, потом легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданнее этот удар, тем лучше. Водящему вместе с избранным игроком надо оббежать вокруг лавки, и занять освободившееся место. Кто не успел, исполняет частушку и становится водящим.

Ведущий : Раз, два, раз, два

И закончилась игра!

Игра «Колышки» («Я на камушке сижу»р. н. м.)

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Ай ли, ай люли, огород свой горожу.

Девочки-подружки, разбирайте колышки!

Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг.

Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.

Водящий : Кума, кума, продай колышки!

А что стоит?

Кочан капусты, веник да рубль денег.

Ну, по рукам, да в баню!

Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Кто прибежит первым, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.

Ведущая. Так даже повелось на Руси: работали да частушки пели.

Частушки

Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем –

Попросите только нас!

Мы с веселой песней дружим,

И по русски говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим!

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона.

Здесь по всюду нас встречает

Русская старина!

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О старинном русском крае

Песни звонкие поем!

Приезжайте в гости к нам,

Очень рады мы гостям!

Мы вас чаем угостим,

С нами в пляску пригласим!

Мы играли и плясали

Забавлялись, забавляли

А теперь настал черед песни